До прихода на этот пост вы долгое время продюсировали театральные и кинематографические проекты. Но, насколько известно, изобразительному искусству всегда были не чужды и даже учились на искусствоведа. Специфика деятельности РОСИЗО вам сразу была понятна?
Карьера моя строилась причудливо, но по-своему логично, как выяснилось. Занималась я не только театральными и кинопроектами, было много разных культурных проектов. Продюсерская работа — то, что называется «проекты под ключ», любые. И задачи РОСИЗО, который является не просто музеем, а, по сути, глобальным проектным центром, показались мне интересными и важными. Одна из задач — вернуть РОСИЗО былую славу. Сейчас делаю то, что от меня зависит.
Да, я училась в академии у Ильи Сергеевича Глазунова, это было большое везение в моей жизни. Проучилась год, потом, поступив уже в ГИТИС, пыталась продолжать обучение в Академии живописи, ваяния и зодчества, но, к сожалению, по времени совмещать не удавалось. Однако возможность общения и с Ильей Сергеевичем, и с другими потрясающими педагогами сильно на меня повлияла. Хотя и в ГИТИСе, на мой взгляд, блестящее базовое гуманитарное образование. В том числе курсы по истории культуры и искусства. Я всегда с интересом к этому относилась. В нашем поколении не любить искусство и не интересоваться им вообще не очень прилично, чем бы ты ни занимался.
1977 родилась в Москве
Образование:
1994–1995 Российская академия живописи, ваяния и зодчества И.С.Глазунова, факультет истории искусств
1995–1999 Российская академия театрального искусства (РАТИ/ГИТИС), режиссерский факультет (актерская группа), мастерская профессора М.А.Захарова
Имеет значительный опыт работы на телевидении в ряде крупных телеканалов
Руководила крупными проектами в области культуры, выступала организатором множества различных мероприятий — от выставок до театральных фестивалей и отдельных постановок. Автор и продюсер около 50 документальных фильмов
С 2009 была генеральным директором кинокомпании «Галактика», а также советником председателя правления в Фонде Кудрина по поддержке гражданских инициатив
С июля 2021 генеральный директор РОСИЗО
Вы использовали выражение «былая слава». Когда-то одной из задач вашей организации было распределение произведений искусства по советским музеям. А сейчас вы склонны влиять на формирование музейных коллекций?
Консультативно специалисты РОСИЗО продолжают оказывать эту помощь. Не могу сказать, что это основной вид нашей деятельности, но в силу того, что здесь крепкий коллектив специалистов, искусствоведов, к ним, естественно, прислушиваются как к экспертам при формировании музейных коллекций. Чаще же сейчас речь идет о создании межмузейных выставок (этим РОСИЗО тоже раньше занималось), о создании смысловых историй и выставочных проектов, которые должны становиться яркими, значительными событиями. Сегодня нужно показать, представить все те сокровища, которые есть в музеях страны, а не только у нас в собрании.
И еще на тему «былой славы». При основании в 1959 году учреждение именовалось Дирекцией художественных фондов и проектирования памятников, но позднее закрепилось название «Росизопропаганда», имевшее хождение до начала 1990-х. Слово «пропаганда» теперь вообще редко фигурирует в официальных документах, но какие-то назидательные или воспитательные цели перед вами ставятся?
У слова «пропаганда» действительно не очень хорошая коннотация, но нередко оно бывает достаточно верным. В задачу РОСИЗО входит идеология искусства, назову это так. И не всегда идеология связана с какими-то политическими смыслами — подразумевается и воспитательная, просветительская работа. Ею может и должно заниматься РОСИЗО, по-моему.
Пробуждение, воспитание интереса к искусству — это и есть пропаганда искусства.
В том числе современного искусства, особенно в части разъяснения, что это такое. Оно сейчас дискредитировано рядом «ярких» выступлений, но вообще-то оно развивается, оно прекрасно и занимательно. В основе нашей стратегии — ее можно сформулировать слоганом «межмузейность, междисциплинарность, межведомственность» — лежит пропаганда профессионализма в искусстве и создания интересного искусства. Для любого учреждения культуры цель — сеять разумное, доброе, вечное.
Вы упомянули о том, что одна из важнейших ваших задач — организация выставок. Какие здесь приоритеты?
В силу обстоятельств наш выставочный план сейчас несколько изменился, но мы по-прежнему поддерживаем интересные и важные проекты. Например, сейчас идет выставка «Путь героя. Виктор Цой», где мы выступили партнерами архитектурного бюро Planet 9. Из наших собственных проектов отмечу нынешнюю выставку «Чувство времени», посвященную 80-летию обороны Москвы, где использованы фронтовые рисунки, фотографии, киносъемки.
Еще планируем большие выставки к 100-летию образования СССР. В рамках нацпроекта «Культура» пройдет передвижной проект под названием «Искусство Союза» — он отправится по городам Казань, Сургут, Тюмень. Стартуем уже летом. А второй — большой стационарный проект на эту тему в конце года. Пока не могу сказать, на какой площадке, но надеемся, что это будет наш блокбастер. Историю мы покажем не политическую, а посвященную культуре. Речь и про художественные объединения, и про монументальное искусство, про театр, кино, литературу. Своего рода путешествие по культуре Советского Союза. Предполагается много партнеров и источников получения экспонатов. При этом у каждого блока и направления выставки будет свой куратор — под общим руководством главного куратора.
А осенью планируем в Новом Манеже сделать выставку к 350-летию Петра Великого — посвященную быту Петровской эпохи и изменению роли женщины в то время.
Еще в 2019 году структуры Государственного центра современного искусства были выведены из состава РОСИЗО и переданы в ведение Пушкинского музея. Но не все понятно с имущественными вопросами. Какова судьба здания на Зоологической улице в Москве и коллекции ГЦСИ?
Со зданием на Зоологической никакой неясности больше нет: здесь будет открыт Центр искусства и творчества РОСИЗО. Надеюсь, что это произойдет в обозримом будущем. Мы проведем в здании ремонт и рассчитываем открыться в сентябре 2023 года, хотя многое зависит от технических вопросов. Это будет и детский просветительский центр с мастер-классами (кстати, когда-то ГЦСИ тем же занимался). И инклюзивные программы. Будут еще центр повышения квалификации (назовем пока так) и дискуссионный центр для музейных сотрудников. Например, у нас уже сейчас в работе проект «Единая модель продвижения», предназначенный для музеев страны. Это что-то сродни методическим разработкам: как заниматься продвижением музеев в сегодняшних условиях. Такого рода программы будем там устраивать, проводить семинары и конференции для профессионалов. И конечно, там будет выставочный зал, нам очень необходимый. Здесь, в Петроверигском переулке, у нас два замечательных зала, но с нашими планами и коллекциями их все-таки недостаточно. Хотим, чтобы зал на Зоологической стал значимым местом в культурной повестке.
Что касается коллекции ГЦСИ, то она полностью перешла к нам.
Даже по Госкаталогу это видно: до 2019 года у нас в коллекции числилась 41 тыс. единиц хранения, сейчас — 46 тыс. Это важная часть нашего собрания. И в этом есть логика, потому что исторически РОСИЗО как раз ориентируется на современное искусство. Вся наша коллекция так или иначе касается современных периодов в прошлом, начиная с 1950-х годов. У нас ведь не только соцреализм, как многие ошибочно думают, но и период от оттепели до перестройки. Здесь и живопись, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство. Причем собрано искусство не только российское, но и советских республик. Логично, что мы стали преемниками и фондов ГЦСИ.
То современное и это современное не совсем равнозначны. На что будет сделана ставка?
Дело не в ставке. Даже и про соцреализм надо понимать в первую очередь, что это большое искусство. А масштаб и ценность его мы осознаем несколько позже, когда пройдет время. Для оценки нашего искусства последнего столетия пока не набралось необходимой временной дистанции.
Региональные филиалы ГЦСИ теперь не в вашем ведении, но у вас есть филиал в Саратове. Будете развиваться там?
Филиал в Саратове прекрасно живет и развивается. Там замечательный архитектурный объект — Провиантские склады Рейнеке, исторический памятник. Он, конечно, требует реставрации, но и сейчас в нем идет активная работа под руководством Дмитрия Андреева. Там как раз делается акцент на современном искусстве. Это довольно популярное место в городе и области. Жалко, что в Москве не знают об этом. Будем исправлять.