18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену

Ян Стен. Групповой портрет с Яном Стеном и семьей Геррита Схоутена в фантазийном интерьере. 1659–1660. Фото: The Nelson-Atkins Museum of Art
Ян Стен. Групповой портрет с Яном Стеном и семьей Геррита Схоутена в фантазийном интерьере. 1659–1660.
Фото: The Nelson-Atkins Museum of Art
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания

Книга предлагает широкую, в хронологическом и географическом смыслах, подборку визуального материала, связанного с домашней прислугой: от средневековых иллюминированных рукописей до портретов Нового времени, рисунков, печатной графики, кукольных домиков и картонных фигур-обманок. Издание посвящено главным образом западноевропейскому искусству (с небольшими экскурсами в колонии), изображающему тех, кто работает на других.

Дайана Волфтал прямо предупреждает о том, чем ее книга не является. Она не претендует на всестороннее историческое исследование и не предлагает хронологию изменений в обществе. Автор не уделяет внимания некоторым темам, уже освещенным в других научных трудах; в частности, она не пишет о портретах аристократов со слугами, об образах слуг в нидерландской живописи XVII века, преподающих зрителю урок морали, и об изображении слуг неевропейского происхождения.

Diane Wolfthal. Household Servants and Slaves: A Visual History, 1300–1700. Yale. 272 с.: 170 цв. ил. £35/$45. На английском языке
Diane Wolfthal. Household Servants and Slaves: A Visual History, 1300–1700. Yale. 272 с.: 170 цв. ил. £35/$45. На английском языке

Книга исследует менее изведанные территории. В пяти главах рассказано о занятиях обыкновенной домашней прислуги — тех, кто подметает, стирает, гладит, трудится на кухне, — позволяя больше узнать о жизни слуг, их статусе в доме и взаимоотношениях с хозяевами.

Особая тема — «невидимость» слуг (если они и присутствуют в композиции, то только на периферии). Одна из глав посвящена противоположной тенденции — когда слуги занимают центральное место. Здесь собраны детальные и глубокие рисунки Альбрехта Дюрера, выполненные серебряной иглой; непринужденные наброски сангиной Чарльза Била (сына портретистки XVII века Мэри Бил); и полный достоинства портрет кисти Диего Веласкеса, который изобразил своего раба Хуана де Пареху, тоже художника, за несколько месяцев до того, как подписать бумаги о его освобождении.

Обложку украшает шутливый псевдогероический портрет Бриджет Холмс, 90-летней служанки Якова II, гордо держащей в руках швабру, будто это маршальский жезл. Картиной, написанной в 1686 году, Джон Райли отдает должное ее долголетию и верной службе монарху. В числе других иллюстраций — миниатюры из средневекового часослова, изображения посудомоек и точильщиков из итальянской иллюстрированной книги 1570 года, а также резные подставки в форме закованных в цепи коленопреклоненных чернокожих рабов — ошеломляющие по нынешним временам предметы, свидетельство богатства хозяев, нажитого в колониях.

Диего Веласкес. «Портрет Хуана де Парехи». 1650. Фрагмент. Фото: The Met
Диего Веласкес. «Портрет Хуана де Парехи». 1650. Фрагмент.
Фото: The Met

Охват книги настолько широк, что один человек, даже самый эрудированный, попросту не способен быть экспертом во всех затронутых областях. Неудивительно, что время от времени встречаются фактические ошибки (например, в датах). Узким специалистам анализ некоторых работ может показаться не совсем точным, а порою хочется, чтобы больше говорилось об общественных изменениях. В конце концов, именно это дает контекст, необходимый для понимания того, как менялись отношения между семьей и слугами.

Трудности, связанные с определениями и категоризацией, очевидны, и автор это признает. Книга выводит на первый план трудящийся класс, но не труд за пределами дома; она посвящена домашней прислуге, но, скорее, низкого ранга; она говорит об иерархии и о тех, кто прислуживает привилегированным сословиям, но и среди них есть своя иерархия — от богачей до среднего класса, к которому относились и художники. Временами в тексте чувствуется мягкий упрек: искусствоведам — за то, что не изучали эту тему раньше, работодателям — за желание убрать прислугу с глаз долой, художникам — за ее маргинализацию. Но даже если вы не соглашаетесь с отдельными аргументами или интерпретациями, все-таки интересно проанализировать, что же именно вызывает у вас несогласие. Это крайне любопытная тема, и после прочтения хочется узнать о ней больше. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+