18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Герхард Рихтер в новом тысячелетии: почти тот же, но и совсем другой

«Поток» — одна из работ Герхарда Рихтера, выполненных лаком на стекле. 2013. Фрагмент. Фото: Courtesy of the Artist
«Поток» — одна из работ Герхарда Рихтера, выполненных лаком на стекле. 2013. Фрагмент.
Фото: Courtesy of the Artist
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Шестой том каталога-резоне прославленного художника посвящен его работам, созданным относительно недавно, в том числе гигантскому витражу для Кельнского собора, маленьким живописным абстракциям и скульптурам из стекла

Художник Герхард Рихтер (р. 1932) прославился тем, что вывел живопись из тупика минимализма 1960-х годов благодаря переосмыслению мощных тем и образности работ, созданных в манере черно-белого фотореализма. Но его поздние абстракции говорят о нем как о художнике с гораздо более широким диапазоном. Шестой том монументального каталога-резоне подводит итог творчеству мастера в 2007–2019 годах.

Dietmar Elger. Gerhard Richter. Catalogue Raisonné: Volume 6. 2007–2019. Hatje Cantz. 528 с.: 700 ил. €248/£225. На английском и немецком языках
Dietmar Elger. Gerhard Richter. Catalogue Raisonné: Volume 6. 2007–2019. Hatje Cantz. 528 с.: 700 ил. €248/£225. На английском и немецком языках

Здесь представлено 58 произведений живописи (иногда многосоставных), а также скульптуры, инсталляции и, в частности, витраж для Кельнского собора. Окно 19-метровой высоты было оформлено 11 тыс. бессистемно распределенных квадратов цветного стекла. Нововведением этого периода стали и большие цифровые изображения узких многоцветных горизонтальных полосок. Скульп­туры того же времени созданы из вертикально стоящих стекол, некоторые напоминают согнутые стальные листы Ричарда Серра. При создании небольших картин Рихтер использовал лак — на их стеклянных поверхностях растекаются и частично сливаются отдельные цвета. Картины на стекле, возможно, самые совершенные работы художника. Они напоминают отполированные спилы камней, но одновременно схожи со «смазанными» абстракциями, при создании которых Рихтер использовал резиновый скребок. Эти последние наиболее многочисленны среди произведений художника в рассматриваемый период; работ в размытом фотографическом стиле в 2010-х появилось совсем мало. В 2017 году и вовсе наблюдается резкое сокращение числа произведений Рихтера; в 2018-м он создал всего две работы, и еще три появились в следующем году. Все они были вариантами давно осуществленных замыслов.

Витраж Герхарда Рихтера в Кельнском соборе. 2007. Фото: Courtesy of the Artist
Витраж Герхарда Рихтера в Кельнском соборе. 2007.
Фото: Courtesy of the Artist

Как уже говорилось, шестой том включает картины, скульп­туры и витражи, в нем нет рисунков, гравюр и раскрашенных фотографий. За вступительной статьей следует собственно каталог с хронологической нумерацией. Отсутствуют только те произведения из названных категорий, которые сам Рихтер не счел нужным включить в каталог. Издатели сообщают: «Ненумерованные работы были созданы как сувениры или коммерческие заказы и не имеют художественной ценности для Рихтера. Некоторые он считал неудачными и тем не менее дарил друзьям. Один раз Рихтер просто забыл дать номер картине. Пересмотрев эти работы, позже он присвоил номера некоторым из них».

Дитмар Элгер, директор Архива Герхарда Рихтера в Дрездене, выступая составителем каталога, был аккуратен и внимателен. В книге не обнаруживается никаких серьезных ошибок — есть, правда, пропуски в перечне литературы. Впрочем, в случае художника, с именем которого связано такое обилие комментариев и толкований, литературу все равно требовалось просеивать.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+