Пермь трудно назвать популярным туристическим городом, но для любителей искусства тут есть сразу несколько мощных магнитов. Это и чуть ли не единственный в России, не считая столиц, музей современного искусства, и уникальная коллекция деревянной древнерусской скульптуры, и, наконец, тут есть «Счастье», пожалуй, самый знаменитый в стране объект паблик-арта.
Правда, в ближайшее время «Счастья» увидеть не удастся. Крупные красные буквы «счастье не за горами» — объект московского художника Бориса Матросова — когда-то были установлены на набережной Камы и стали неофициальным символом города. Особенно они прославились после успеха фильма «Географ глобус пропил», снятого по роману местного уроженца и литературной звезды Алексея Иванова, где фигурировал этот оптимистичный слоган, подчеркивая раскардаш в жизни героев фильма. Но сейчас набережную реконструируют и объект демонтировали с обещаниями немедленно вернуть на место, как только работы закончатся. Художник Арсений Швабский установил на опустевшем месте свой объект — «Временное счастье», но и его убрали.
Вообще линия паблик-арта в Перми сильна еще с конца нулевых, когда московский галерист Марат Гельман (признанный теперь «иноагентом») основал при поддержке местных властей новый музей ПЕРММ и насаждал в городе современное искусство, и в том числе разнообразные уличные произведения. С тех пор остались великолепные «Ворота» Николая Полисского — триумфальная арка, сложенная из сучьев (подобную можно видеть в московском парке в Лихоборах), и, например, «Яблоко» Жанны Кадыровой, установленное в 2010 году. Сердцевина монументального и прилично откушенного плода составлена из кирпичей снесенных старинных пермских домов, а зеленая кожа символизирует наступление новой глянцевой архитектуры. Недавно этот объект был отреставрирован. «Красные человечки» Андрея Люблинского, геометрические фигурки, напоминающие человечков британца Энтони Гормли, когда-то вызывавшие бурную реакцию пермских жителей, сегодня мирно приземлились в сквере около того самого музея современного искусства ПЕРММ. Арт-директор музея, известный куратор Наиля Алахвердиева, делает ставку на яркие, часто экспериментальные проекты и всевозможные образовательные программы, что привлекает молодежную аудиторию. Столб с указателями расстояний до известных мировых музеев совриска, стоящий у здания музея, шутливо дает понять уровень амбиций ПЕРММ.
Как и во многих других российских городах, в Перми пестуют местную идентичность и ставят забавные памятники. Это и «Пермский медведь» — бронзовый и весьма натуралистичный — ответ тем, кто почему-то считает, что по русским городам медведи бродят (кстати, серебряный медведь — и на гербе города), и фигурка Ивана Семенова — школьника-двоечника и прогульщика, воспетого пермским писателем Львом Давыдычевым. В центре города стоит монумент «Пермяк — соленые уши» — дань поговорке, восходящей к эпохе, когда тут добывали соль и носили мешки с нею на голове, что было похоже на огромные уши.
В числе местных брендов есть и гастрономические — это, конечно же, уральские пельмени и крошечные пирожки со слегка неприличным названием «посикунчики» — когда их надкусывают, они должны брызгать соком начинки. Ресторанная культура в Перми на высоте, даже вывески и витрины заведений оформлены с большой изобретательностью и толикой местной брутальности.
Погрузиться в историю города помогут два маршрута по центру, две линии — красная и зеленая. Главные вешки отмечены большими стендами — мимо не пройти. Зеленая линия включает 37 пунктов, основные достопримечательности. Красный маршрут составлен совсем не банально: он посвящен любовным историям. Скажем, дом 13 по улице Сибирской примечателен тем, что там учился гимназист Михаил Ильин, потом прославившийся как писатель Михаил Осоргин, который пережил первую любовь к Катеньке и описал ее в одноименной новелле. В том же районе расположены здания, связанные с личными перипетиями в судьбах Петра Вяземского, великого князя Михаила Александровича Романова, футуриста Василия Каменского, писателя Аркадия Гайдара.
Пермь не может похвастать целостностью исторической застройки, и в старинных кварталах царит типичная для крупных российских городов эклектика разных эпох, свидетельствующая о нашей бурной истории. Брежневский модернизм может соседствовать с деревянной избой с резными наличниками; на набережной сохранились пышные купеческие дворцы; а напротив Пермского театра оперы и балета стоит конструктивистская гостиница, где жили во время эвакуации артисты Мариинки. Пермская опера — один из главных ньюсмейкеров российской театральной жизни, ее нынешняя слава связана во многом с дирижером Теодором Курентзисом, который возглавлял ее в в 2011–2019 годах, но и сегодня, если повезет, можно попасть на авангардную постановку «Дон Жуана» Моцарта, в которой фигурируют произведения современных художников.
Главное сокровище Перми для всех, кто интересуется искусством, — это небольшой зал в Пермской художественной галерее. Он находится в верхнем ярусе церковного здания, Спасо-Преображенского собора XIX века, где размещается галерея. Туда нужно подниматься по лестнице, и эффект внезапного появления собранных в этом зале скульптур поистине ошеломляющий! Прекрасные фигуры ангелов и целый ряд деревянных скульптур на сюжет Христа в темнице — все это создает особую одухотворенную атмосферу, усиленную тем, что тут же можно видеть оригинальный иконостас церкви. Эти скульптуры XVII–XIX веков, прозванные «пермскими богами», — редчайший для нашего православного искусства жанр. Их в 1920-е годы собирал по церквям Пермского края искусствовед Николай Серебренников, спасший эти произведения от уничтожения. В галерее, конечно же, представлена и русская живопись, от строгановских икон до авангарда. Музей должен переехать в новое пространство, так как собор передан Русской православной церкви. Часть цехов Завода им. Шпагина предполагает джентрифицировать под музей столичный архитектор Сергей Чобан. Пока собор-музей и площадь вокруг него с открывающимися величественными видами на Каму остаются лучшей точкой, чтобы почувствовать мощь этого города.
Поэт-футурист, а также художник и один из первых российских авиаторов в 1931 году получил в пользование дом в селе Троица недалеко от Перми. Он превратил его в «дом-корабль» — с палубой, трюмом и капитанским мостиком. В 1974 году дом стал музеем. Тут представлены подлинные мемориальные предметы и документы, а также макеты первого в Прикамье аэроплана, принадлежавшего Каменскому, и изобретенного им аэрохода.
Основная экспозиция краеведческого музея располагается в одном из особняков старой Перми, принадлежавшем Николаю Мешкову — купцу, политику и крупному благотворителю. Здесь можно увидеть образцы пермского «звериного стиля» — металлическую пластику I тысячелетия н.э., а также посох Стефана Пермского — символ смены религиозных представлений коренных жителей края — и артефакты, связанные с советским периодом.
Филиал краеведческого музея, посвященный доисторическим находкам, которые дали имя целому периоду палеозойской эры — это так называемый пермский период. Экспозиция не похожа на типовые экспозиции отделов природы, которые есть в десятках краеведческих музеев России. В музее показывают скелет «пермского мамонта», ископаемого кузнечика, оханский метеорит, местных пермских ящеров — самую крупную находку в отечественной палеонтологии.
Дом семьи Дягилевых, где провел юношеские годы Сергей Дягилев, реформатор театра, один из основателей «Мира искусства» и организатор «Русских сезонов». Дом в стиле позднего классицизма был построен в середине XIX века дедом будущего великого импресарио, творческая интеллигенция собиралась сюда на «четверги». В 1900 году в доме открылась гимназия, которая существует до сих пор. При гимназии работает музей Дягилева, куда можно попасть с экскурсией.