18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алексей Политов и Марина Белова: несерьезные люди о своем серьезном деле

Художники Марина Белова и Алексей Политов на выставке в Московском музее современного искусства. 2022. Фото: ММОМА
Художники Марина Белова и Алексей Политов на выставке в Московском музее современного искусства. 2022.
Фото: ММОМА
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В ММОМА проходит выставка «Машинерия зрелищ» одних из самых остроумных и разноплановых столичных художников. Они рассказывают, как оформляли вечеринки в клубах, откуда берут афоризмы житейской мудрости и чем их привлекает театр теней

Как сложился ваш творческий тандем?

Марина Белова: Он сложился благодаря певице Наталье Медведевой. Летом 1993 года она давала концерт в галерее «А-3» в Староконюшенном, где тогда работал Алексей Политов. Он ее концерт оформлял, а я пришла Наталью послушать. Мы с Алексеем впервые обратили друг на друга внимание. Через месяц состоялся еще один концерт, в клубе Tabula Rasa. Мы снова пересеклись, узнали друг друга, протанцевали всю ночь — и начали работать вместе. Алексей оформлял ночные клубы и позвал меня в помощники. А уже позже закрутился наш роман.

Вы ведь, Марина, врач по профессии?

М.Б.: Да, окончила Первый мед имени Сеченова, работала отоларингологом. Поработать пришлось недолго: большая нагрузка, двое детей. Муж — Владимир Белов, капитан сборной СССР по гандболу — часто уезжал на сборы. Позже мы расстались. Это был трудный период в моей жизни. Именно тогда я встретила Алексея, попала в арт-тусовку и увлеклась современным искусством.

А вы, Алексей, выучились на искусствоведа в Академии искусства, культуры и туризма Москвы. Чем этот вуз отличался, например, от МГУ?

Алексей Политов: Там нас прицельно готовили к работе в московских музеях. Но я также окончил художественную школу, поэтому во взрослой жизни занялся живописью, неплохо свои картины продавал, состоял в штате галереи «А-3». И еще, как сказала Марина, лет десять мы оформляли клубы. 1990-е годы — расцвет клубного движения, нам повезло быть его участниками. Практически каждую пятницу мы делали тематические вечеринки. Основной площадкой был клуб «Птюч», и люди приходили не только потусоваться, но и посмотреть наши рисунки и декорации. Как стало понятно по прошествии 30 лет, это была замечательная школа.

досье
Алексей Политов и Марина Белова
Художники

Алексей Политов родился в Москве в 1966 году.
Окончил Высшую школу искусствознания Академии искусства, культуры и туризма Москвы.

Марина Белова родилась в Москве в 1958 году.
Окончила Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова.

С 1997 года работают вместе. Авторы скульптур, инсталляций, перформансов. Финалисты Премии Кандинского в номинации «Проект года» (2007, 2009). Участники арт-ярмарок «Арт Москва» (2007, 2008, 2010, 2011), Art Brussel (2008), Art Basel Maimi (2009). Участники многочисленных выставок в России и за рубежом. Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Мультимедиа Арт Музее, Москва, Новосибирской картинной галерее, в частных коллекциях.

Еще…

Как вы очутились в пространстве contemporary art?

А.П.: Тогда все эти области были взаимосвязаны: искусство, музыка, театральные перформансы. Мы ходили на выставки в Центр современного искусства на Якиманке, знали ребят из Трехпрудного и Фурманного. Я занимался в мастерской Авдея Тер-Оганьяна. Это было что-то вроде мастер-класса или воркшопа: мы обсуждали арт-процесс, сделали совместную итоговую выставку.

М.Б.: 1990-е вообще были отличным временем в смысле обмена энергией. В «арте» еще не крутились большие деньги, не было ярмарок, фондов, арт-резиденций и прочего, художники были одинаково нищими и страшно креативными. Наш творческий подход — из 1990-х.

Творческий подход — это такое шутейство, ирония, переходящая в сарказм?

А.П.: Можно сказать и так. Но мы не любим комментировать свои работы. Мы себя выражаем образами, а уж, как их интерпретировать, каждый придумывает сам.

Алексей Политов и Марина Белова. Графика из серии «Про желания». 2019. Фото: ММОМА
Алексей Политов и Марина Белова. Графика из серии «Про желания». 2019.
Фото: ММОМА

Помните ли вы первую выставку, в которой приняли участие именно как художники?

А.П.: Это был «Вертеп» в галерее Марата Гельмана в 1997 году. Свою нынешнюю выставку в ММОМА мы посвятили 25-летию совместной работы.

Марат, Айдан, галерея «Триумф», Вера Погодина, Михаил Крокин — вы сотрудничали с половиной ведущих московских галеристов, в то время как многие художники мечтают попасть хотя бы к одному. Как вам это удавалось?

М.Б.: Обычно мы приходим с идеей, и нам дают добро. С Айдан Салаховой мы работали 15 лет, и это было замечательное время. До кризиса 2008 года наши вещи активно продавались, причем не только в России, но и в Англию, в Марокко! В 2013-м Айдан решила сосредоточиться на собственном творчестве, а у нас была почти готова выставка в духе театра теней. В результате «Глоботипы» (исследование архетипов общества потребления. — TANR) мы показали в галерее «Триумф» у Димы Ханкина и Емельяна Захарова.

А.П.: Но вообще-то людей из арт-сообщества, которые нас поддерживали, гораздо больше, чем вы перечислили. Лена Селина профинансировала один из наших перформансов. Очень большую поддержку оказали нам Полина Лобачевская и Наталия Опалева (Музей АZ). Владимир Дубосарский позвал нас на фестиваль «Арт-Клязьма», где мы попробовали силы в ленд-арте. Мы года три в нем участвовали. В 2004-м темой «Арт-Клязьмы» было «искусство будущего». Мы соорудили из фанеры летающую тарелку, внутри которой все было по-старому: охранник, румяная продавщица и полки с водкой за ее спиной. Мы делали арт-объект, а получилось так, что все три дня летающая тарелка работала как рюмочная. Эту инсталляцию мы показываем на нынешней выставке в ММОМА. Правда, без алкоголя. Водочные бутылки с именными наклейками — с фотографиями художников — уже печальный раритет, ведь многие (Валера Айзенберг, Гарик Виноградов) ушли из жизни.

Алексей Политов и Марина Белова. Перформанс «Искусство будущего». «Арт-Клязьма». 2004. Фото: Из архива Алексея Политова и Марины Беловой
Алексей Политов и Марина Белова. Перформанс «Искусство будущего». «Арт-Клязьма». 2004.
Фото: Из архива Алексея Политова и Марины Беловой

Театр теней — ваш фирменный прием. Что было толчком к его изобретению?

М.Б.: В 2006-м весь мир готовился отметить 400-летие Рембрандта, который, как мы его понимаем, весь на светотеневых эффектах. Вот мы и начали размышлять о тенях. В том же году Мультимедиа Арт Музей (Московский дом фотографии) организовал нашу выставку «ПРОявление» на территории Центра творческих инициатив «Фабрика». На ней было показано восемь светотеневых инсталляций по мотивам произведений Рембрандта. Этот проект номинировали на Премию Кандинского.

А.П.: Так совпало, что в тот момент я сломал ногу, поэтому делать из фанеры кинетические объекты не было сил. Мы начали снимать собственные тени, смонтировали из кадров фильм «Выйти из тени». В 2008-м Ольга Свиблова отобрала его для фотобиеннале.

Алексей Политов и Марина Белова. «Волшебный фонарь». Светотеневая инсталляция. 2021. Фото: ММОМА
Алексей Политов и Марина Белова. «Волшебный фонарь». Светотеневая инсталляция. 2021.
Фото: ММОМА

Еще один ваш прием — графика или вырезанные на листе бумаги рисунки с короткими текстами, эдакими афоризмами житейской мудрости типа «Блажен, кто смолоду в астрале». Это откуда?

М.Б.: Тут много источников. Мы многие десятилетия дружили с поэтом Александром Павловичем Тимофеевским (1933–2022). Он широко известен как автор песенки «Пусть бегут неуклюже…», но на самом деле он был замечательным поэтом и, помимо прочего, мастером коротких меланхолических изречений.

«Нет ничего смешней мужчины,
Когда в печали и тоске
Сидит он, теребя морщины,
В кальсонах и одном носке».

В 2014-м мы сделали выставку в «Крокин-галерее» — соединили четверостишия Тимофеевского с нашей графикой. И конечно, было желание посоревноваться с ним в краткости. Так родилась графическая серия «Палиндром»: «Венер хотят охренев», «Аргентина манит негра» (хотя вот этот палиндром приписывают Валерию Брюсову). И серия «Намасте»: «Береги дхарму снову, а карму смолоду». Мы месяц прожили в Индии и резюмировали впечатления, соединив русские пословицы с индийской терминологией.

Алексей Политов и Марина Белова. «Котики». Часть диптиха. 2015. Фото: ММОМА
Алексей Политов и Марина Белова. «Котики». Часть диптиха. 2015.
Фото: ММОМА

В 2007 году вы делали нашумевшую выставку «Волшебные картинки» со скульптурами и рисунками эротического содержания. Вы не боитесь повторять ту выставку сейчас, в новые, гораздо более пуристские времена?

М.Б.: Невозможно все время дуть на воду. Выставка, по-моему, прекрасно нас характеризует.

Вы разновекторные художники, но есть ли общий знаменатель в вашем творчестве?

А.П.: Общий знаменатель — наблюдение за жизнью и природой. И игра, от которой неотделимо искусство. Вообще, мы не очень серьезные люди по отношению к себе, но к своему делу относимся вполне серьезно. 


Контекст

Алексей Политов и Марина Белова. На переднем плане скульптура «Красные влюбленные» (2007), на втором плане работы из серии «Волшебные картинки» (2007). Фото: ММОМА
Алексей Политов и Марина Белова. На переднем плане скульптура «Красные влюбленные» (2007), на втором плане работы из серии «Волшебные картинки» (2007).
Фото: ММОМА

Выставка «Машинерия зрелищ», организованная при поддержке «Крокин-галереи», отмечает 25-летие творческой деятельности дуэта. Куратор Сергей Хачатуров выбрал восемь больших проектов Алексея Политова и Марины Беловой, связанных с театральными эффектами, предлагая зрителям поучаствовать «в балаганных и карнавальных потехах», где их сопровождает созданный художниками проводник-трикстер. Кульминация выставки — большая светотеневая инсталляция «Волшебный фонарь». Помимо инсталляций, представлены графика, отсылающая к традиции русского лубка, и кинетические скульптуры.

Московский музей современного искусства
«Алексей Политов и Марина Белова. Машинерия зрелищ»
До 3 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+