Крупнейшая в мире постоянная экспозиция произведений Джона Чемберлена (1927–2011) вновь открылась для посещения в фонде Chinati после того, как завершилась реставрация переоборудованного складского здания, где хранятся монументальные скульптуры этого художника. Стоимость реставрационных работ, длившихся около года, составила $2,7 млн.
В 1983 году именно здание Чемберлена стало первой постройкой, открытой для публики в разбросанном по территории отдаленного техасского городка Марфа арт-комплексе Chinati, посвященном крупноформатному современному искусству. Его основал художник Дональд Джадд (1928–1994). Он выкупил 34 промышленных и административных здания, в том числе бывшую военную базу, и 137,5 га земли, после чего начал постепенно превращать их в идеальную выставочную площадку. Наряду с собственными скульптурами он намеревался показывать здесь произведения других художников, которыми восхищался, в том числе Чемберлена, Ричарда Лонга, Дэна Флавина и Рони Хорн. После смерти Джадда реализация его проекта продолжилась. Последнее по времени добавление было сделано в 2016 году, когда в бывшем военном госпитале открылась инсталляция Роберта Ирвина.
Что касается здания Чемберлена площадью более 2 тыс. кв. м, то за минувшие десятилетия оно стремительно разрушалось под воздействием экстремальных погодных условий высокогорной пустыни. Chinati Foundation отнес его реставрацию к категории приоритетных задач при разработке комплексной стратегии развития в 2017 году. Этот план охватывал такие аспекты, как техническое обслуживание зданий комплекса, охрана ландшафта и вопросы, связанные с ростом посещаемости, которая перед пандемией коронавируса достигла 50 тыс. человек в год.
Джадд создал здание Чемберлена, объединив три соседних бывших склада шерсти в центре Марфы. Чемберлен отобрал и установил там при участии Джадда 22 крупных объекта из помятых и спаянных автомобильных частей, а в 1983 году вырезал на месте свою самую большую скульптуру из полиуретановой пены, получившую название «Баржа Марфы». Теперь все произведения из металла очистили, а «Баржу» тщательно задокументировали на случай, если ее когда-нибудь понадобится изготовить заново.
Фонд привлек к реставрации архитектурное бюро Schaum/Shieh и строительную фирму JC Stoddard Construction. Из-за эрозии и проникновения воды металлическую крышу на здании пришлось полностью заменить, в том числе спроектированные Джаддом световые люки из стеклопластика. «Когда люки снова стали такими, как было задумано Джаддом, мы поразились обилию естественного света, который проникает внутрь», — рассказывает директор Chinati Foundation Дженни Мур.
Другие авторские архитектурные решения, в том числе широко распахивающиеся окна размером 275 на 275 см, тоже уже давно вышли из строя. «Эта реновация позволила нам внести конструктивные и инженерные улучшения, при этом сохранив элегантный дизайн Джадда», — говорит Мур.
Перед зданием восстановили большой сад из местных пустынных растений под названием «дазилирион» — опять же в соответствии с первоначальным проектом. Стратегия развития включает еще и консервационные работы на обширных земельных владениях фонда, в том числе восстановление разнотравья и пересадку тополей и сосен.
Кроме того, восстановили построенный Джаддом дворик, примыкающий к зданию с северо-востока и обнесенный характерной оградой из сырцового кирпича, которую сначала раскрыли, а затем вновь покрыли цементом.
Вместе с рядом других объектов Историческая комиссия Техаса включила эту стену и здание Чемберлена в заявку на внесение исторического района Центральной Марфы в Национальный реестр исторических мест США. Если это произойдет, фонд сможет получить налоговые вычеты, которые помогут ему частично компенсировать расходы на реконструкцию.
Стратегия, стоимость которой ориентировочно оценивают в $40 млн, будет реализовываться за счет фандрайзинга. «Для нас это возможность привлечь к работе специалистов по охране земельных ресурсов и реставрации зданий, что может показаться необычным для музея, — рассказывает Мур. — Джадд создал Chinati на пересечении искусства, архитектуры и ландшафтного дизайна, и все это — неделимые части целого».
Будущий знаменитый художник Джон Ангус Чемберлен родился в 1927 году в Рочестере, в штате Индиана, но детство и юность провел в Чикаго. Здесь он учился в Институте искусств, весьма престижном в США, а несколько позднее окончил частный Блэк-Маунтин-колледж в Северной Каролине, не без оснований считавшийся в те времена «инкубатором авангарда». Почти с самого начала профессиональной деятельности он выбрал для себя специализацию скульптора, в качестве основного художественного материала — сварное железо, а стилем — абстрактный экспрессионизм.
В 1957 году Чемберлен перебрался в Нью-Йорк, где его прежняя увлеченность абстрактным экспрессионизмом сменилась приверженностью к ассамбляжам из фрагментов автомобилей, выброшенных на свалку. Вскоре он стал считаться одним из лидеров джанк-арта («мусорного искусства»), его карьерой занялся знаменитый галерист Лео Кастелли. Получив мировую известность, Чемберлен не раз менял стиль работы, одно время даже переключился на видео-арт и кинематограф, но неизменно возвращался к своему коронному жанру — эстетизации автомобильного утиля.
Дональд Джадд, его коллега и почти ровесник, высоко ценил творчество Чемберлена. Еще в 1962 году Джадд писал: «Единственная причина, по которой Чемберлен не признан лучшим американским скульптором среди тех, кому до 40 лет, состоит в том, что само понятие „лучшего“ сейчас трудноопределимо и такое звание было бы почти случайным». Неудивительно, что впоследствии, в 1970-е годы, когда Джадд переехал из Нью-Йорка в отдаленный городок Марфа, он пригласил Чемберлена в качестве одного из ключевых авторов при устройстве задуманного им художественного парка.