18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центр искусств в техасском городке Марфа завершил первый этап своей реставрации

Скульптуры, созданные Джоном Чемберленом из фрагментов брошенных автомобилей, остаются важной достопримечательностью художественного парка в Марфе. Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
Скульптуры, созданные Джоном Чемберленом из фрагментов брошенных автомобилей, остаются важной достопримечательностью художественного парка в Марфе.
Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Стратегия развития этого художественного парка, основанного Дональдом Джаддом, предусматривает в числе прочего поддержание сохранности произведений и зданий, постепенно ветшающих. Начать решили с реставрации скульптур Джона Чемберлена

Крупнейшая в мире постоянная экспозиция произведений Джона Чемберлена (1927–2011) вновь открылась для посещения в фонде Chinati после того, как завершилась реставрация переоборудованного складского здания, где хранятся монументальные скульптуры этого художника. Стоимость реставрационных работ, длившихся около года, составила $2,7 млн.

В 1983 году именно здание Чемберлена стало первой постройкой, открытой для публики в разбросанном по территории отдаленного техасского городка Марфа арт-комплексе Chinati, посвященном крупноформатному современному искусству. Его основал художник Дональд Джадд (1928–1994). Он выкупил 34 промышленных и административных здания, в том числе бывшую военную базу, и 137,5 га земли, после чего начал постепенно превращать их в идеальную выставочную площадку. Наряду с собственными скульптурами он намеревался показывать здесь произведения других художников, которыми восхищался, в том числе Чемберлена, Ричарда Лонга, Дэна Флавина и Рони Хорн. После смерти Джадда реализация его проекта продолжилась. Последнее по времени добавление было сделано в 2016 году, когда в бывшем военном госпитале открылась инсталляция Роберта Ирвина.

Здание Чемберлена. Март 2022 года. Фото: Alex Marks
Здание Чемберлена. Март 2022 года.
Фото: Alex Marks

Что касается здания Чемберлена площадью более 2 тыс. кв. м, то за минувшие десятилетия оно стремительно разрушалось под воздействием экстремальных погодных условий высокогорной пустыни. Chinati Foundation отнес его реставрацию к категории приоритетных задач при разработке комплексной стратегии развития в 2017 году. Этот план охватывал такие аспекты, как техническое обслуживание зданий комплекса, охрана ландшафта и вопросы, связанные с ростом посещаемости, которая перед пандемией коронавируса достигла 50 тыс. человек в год.

Джадд создал здание Чемберлена, объединив три соседних бывших склада шерсти в центре Марфы. Чемберлен отобрал и установил там при участии Джадда 22 крупных объекта из помятых и спаянных автомобильных частей, а в 1983 году вырезал на месте свою самую большую скульптуру из полиуретановой пены, получившую название «Баржа Марфы». Теперь все произведения из металла очистили, а «Баржу» тщательно задокументировали на случай, если ее когда-нибудь понадобится изготовить заново.

Фонд привлек к реставрации архитектурное бюро Schaum/Shieh и строительную фирму JC Stoddard Construction. Из-за эрозии и проникновения воды металлическую крышу на здании пришлось полностью заменить, в том числе спроектированные Джаддом световые люки из стеклопластика. «Когда люки снова стали такими, как было задумано Джаддом, мы пора­зились обилию естественного света, который проникает внутрь», — рассказывает директор Chinati Foundation Дженни Мур.

Джон Чемберлен. Falfurrias (Marshmellow). 1972. Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
Джон Чемберлен. Falfurrias (Marshmellow). 1972.
Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York

Другие авторские архитектурные решения, в том числе широко распахивающиеся окна размером 275 на 275 см, тоже уже давно вышли из строя. «Эта реновация позволила нам внести конструктивные и инженерные улучшения, при этом сохранив элегантный дизайн Джадда», — говорит Мур.

Перед зданием восстановили большой сад из местных пустынных растений под названием «дазилирион» — опять же в соответствии с первоначальным проектом. Стратегия развития включает еще и консервационные работы на обширных земельных владениях фонда, в том числе восстановление разнотравья и пересадку тополей и сосен.

Кроме того, восстановили построенный Джаддом дворик, примыкающий к зданию с северо-востока и обнесенный характерной оградой из сырцового кирпича, которую сначала раскрыли, а затем вновь покрыли цементом.

Вместе с рядом других объектов Историческая комиссия Техаса включила эту стену и здание Чемберлена в заявку на внесение исторического района Центральной Марфы в Национальный реестр исторических мест США. Если это произойдет, фонд сможет получить налоговые вычеты, которые помогут ему частично компенсировать расходы на реконструкцию.

Стратегия, стоимость которой ориентировочно оценивают в $40 млн, будет реализовываться за счет фандрайзинга. «Для нас это возможность привлечь к работе специалистов по охране земельных ресурсов и реставрации зданий, что может показаться необычным для музея, — рассказывает Мур. — Джадд создал Chinati на пересечении искусства, архитектуры и ландшафтного дизайна, и все это — неделимые части целого».


Джон Чемберлен, певец автомобильного хлама

Художник Джон Чемберлен. Фото: David Heald/Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Художник Джон Чемберлен.
Фото: David Heald/Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Будущий знаменитый художник Джон Ангус Чемберлен родился в 1927 году в Рочестере, в штате Индиана, но детство и юность провел в Чикаго. Здесь он учился в Институте искусств, весьма престижном в США, а несколько позднее окончил частный Блэк-Маунтин-колледж в Северной Каролине, не без оснований считавшийся в те времена «инкубатором авангарда». Почти с самого начала профессиональной деятельности он выбрал для себя специализацию скульптора, в качестве основного художественного материала — сварное железо, а стилем — абстрактный экспрессионизм.

В 1957 году Чемберлен перебрался в Нью-Йорк, где его прежняя увлеченность абстрактным экспрессионизмом сменилась приверженностью к ассамбляжам из фрагментов автомобилей, выброшенных на свалку. Вскоре он стал считаться одним из лидеров джанк-арта («мусорного искусства»), его карьерой занялся знаменитый галерист Лео Кастелли. Получив мировую известность, Чемберлен не раз менял стиль работы, одно время даже переключился на видео-арт и кинематограф, но неизменно возвращался к своему коронному жанру — эстетизации автомобильного утиля.

Дональд Джадд, его коллега и почти ровесник, высоко ценил творчество Чемберлена. Еще в 1962 году Джадд писал: «Единственная причина, по которой Чемберлен не признан лучшим американским скульптором среди тех, кому до 40 лет, состоит в том, что само понятие „лучшего“ сейчас трудноопределимо и такое звание было бы почти случайным». Неудивительно, что впоследствии, в 1970-е годы, когда Джадд переехал из Нью-Йорка в отдаленный городок Марфа, он пригласил Чемберлена в качестве одного из ключевых авторов при устройстве задуманного им художественного парка.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+