18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Внутри Гауди: ретроспектива в Орсе

Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне. Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне.
Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Выставка в парижском Музее Орсе представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков

Антонио Гауди начал работу над храмом Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне в возрасте 31 года. В 73, накануне смерти через несколько дней после того, как его сбил трамвай, архитектор все еще трудился над этим проектом. Это произошло в 1926 году, и уже тогда фантастическая базилика с конусовидными башнями и похожим на волшебную пещеру интерьером была настоящим триумфом. На сегодняшний день ее строительство еще не завершено, и она продолжает привлекать огромные толпы посетителей. Но Элиз Дюбрёй, одна из кураторов выставки в Музее Орсе, посвященной каталонскому архитектору, напоминает: «На самом деле наследие Гауди — это целый большой мир, далеко не ограничивающийся его самой знаменитой работой».

Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе. Фото: Sophie Crépy
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy

Дюбрёй и ее коллеги Хуан Хосе Лауэрта и Изабель Моран Лутрель начали работу над иммерсивной ретроспективой еще в 2017 году. Выставка представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков, когда художники и архитекторы обрели новые технические возможности (и множество богатых покровителей) благодаря стремительному развитию промышленности. Выставка ведет зрителей от периода профессионального становления Гауди через эксцентричные особняки, построенные им в районе Эшампле, к новому собору, который сам он называл храмом.

Зеркальные муралы Антонио Гауди. Фото: RMN-Grand Palais (musée d'Orsay)/Patrice Schmidt
Зеркальные муралы Антонио Гауди.
Фото: RMN-Grand Palais (musée d'Orsay)/Patrice Schmidt

«Его имя известно во всем мире, но нам важно, чтобы люди узнали Гауди и его творчество во всем многообразии, поняли его наследие», — объясняет Дюбрёй. Главнейшими источниками знаний об этом служат архитектурная графика и модели, которые создавал сам Гауди с командой, проливающие свет на его творческий метод и увлечение яркими цветами и изогнутыми формами. В числе экспонатов два оригинальных наброска к церкви в колонии Гуэль — уникальные чертежи, уцелевшие после разрушения его мастерской во время гражданской войны в Испании. «Это единственные имеющиеся у нас непосредственные свидетельства, они бесценны», — говорит Дюбрёй.

На выставке впервые экспонируются деревянные панели, украшавшие одну из комнат дома Мила, также известного как Ла Педрера («каменоломня»). «Нам удалось найти их и реконструировать в экспозиции интерьер всей комнаты, — рассказывает куратор. — Наша идея заключается в том, что люди проходят через нее и попадают в мир Гауди». Материальность этому миру добавляют такие детали, как гипсовые копии, мебель, фотографии и даже короткий фильм, запечатлевший Сальвадора Дали у храма Святого Семейства.

Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе. Фото: Sophie Crépy
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy

Это первая за полвека большая выставка работ Антонио Гауди во Франции. Она приглашает зрителей не ограничиваться головокружительным сказочным собором и познакомиться ближе с уникальным художником, который, уважая историю Каталонии, черпал вдохновение в готике и мавританском стиле и, смешивая их с мотивами ар-нуво, создал неповторимый визуальный образ Барселоны.

О его личной жизни известно мало, помимо того факта, что он редко путешествовал и целиком отдавался работе и вере. Как отмечает Дюбрёй, «его жизнью была работа».  

Музей Орсе
«Гауди»
До 17 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+