18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ферменты помогут реставраторам спасти трофейные знамена

Знамя. Саксония, 1810-е. Фрагмент после реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. Фрагмент после реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Впервые в России разработана методика удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля при помощи энзимов. Практический опыт работы с ферментами уже дает первые результаты, позволяющие говорить о хороших перспективах

Энзимы, или ферменты, те самые, которые помогают нам переваривать пищу, используются в реставрации уже несколько десятилетий. Эти белки действуют как органические катализаторы, значительно повышая скорость химических реакций. С их помощью крупные молекулы расщепляются на более мелкие, легко удаляемые растворимые фрагменты. Например, с помощью энзимов удается удалить белковые и жировые пятна, старые реставрационные клеи на основе крахмала. В Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) впервые в нашей стране создана методика удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля.

Для бумаги и пергамента подобная технология применяется достаточно широко. Энзимы действуют на поверхности мягко и быстро, среди проблем работы с ними — только необходимость легкого, до 40–50 градусов, нагрева и последующих тщательных промывок.

Энзимы незаменимы при удалении старых реставрационных заклеек, под которыми бумага желтеет, делается ломкой и хрупкой, или если надо разделить слипшиеся от протечек листы.

Например, в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге успешно работают с отечественным комплексным препаратом. С его помощью, как рассказала на научно-методическом семинаре, собравшем в ГосНИИР специалистов из крупнейших музеев и реставрационных мастерских России, Екатерина Трепова из РНБ, удалили старые заклейки конденсаторной бумагой (тончайшая прозрачная техническая бумага) с огромного фонда старых газет — 96 подшивок из более чем 500 листов. Так же был освобожден от старых заклеек Гомилиарий (сборник проповедей) XV века, приехавший в Санкт-Петербург на реставрацию из армянского Матенадарана. Этим способом удаляют и остатки мучного клея, и застарелые жировые загрязнения на уголках страниц.

Знамя. Саксония, 1810-е. До реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. До реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР

В 2014–2016 годах реставраторы столкнулись с проблемой спасения трофейных знамен, захваченных в ходе Отечественной войны 1812 года. До 1912–1913 годов эти знамена и штандарты были выставлены в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, после чего многие из них были переданы в Москву для планировавшегося, но так и не осуществленного проекта — музея 1812 года. Позже их перераспределили в разные музеи России. В Казанском соборе остались французские знамена, которые находились там (после нескольких реставраций советской эпохи) до 2016 года, когда их заменили копиями. Все знамена были проклеены мучным клеем — прежде он считался оптимальным для реставрации тканей. Однако теперь, когда знамена находятся в руинированном состоянии, его оказалось невозможно удалить: при водной очистке ткань оставалась хрупкой.

Первый опыт был получен при реставрации баварского королевского знамени 1808 года с гербом короля Максимилиана-Иосифа из собрания Государственного Эрмитажа. Сохранившиеся фрагменты знамени из плотного шелка были бессистемно наклеены — мучным и белковым клеем — на мелкоячеистый шелковый тюль. Они были насквозь пропитаны клеем, пересушены, потеряли эластичность, отслаивались и откалывались от дублировки. В Эрмитаже испытания по подбору технологии вначале проводили на искусственно состаренных образцах шелка, потом на подлинных фрагментах. Когда ткань, обработанную комплексом ферментов, удалось снять с дублировочного тюля, оказалось, что двуцветная кайма и центральная часть с вышитым гербом относятся к разным знаменам.

Знамя. Саксония, 1810-е. После реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. После реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР

Однако этот пример оставался единичным. А трофейных знамен 1812 года, которые из-за хрупкости невозможно даже развернуть, не менее десятка. Например, в Государственном историческом музее находится знамя саксонского пехотного полка Koenig на древке. Еще в начале XX века это знамя было наклеено на хлопчатобумажную сетку — грубо, без очистки. Вышивка насквозь пропиталась клеем, из-за этого ткань теперь сухая и хрупкая. Как рассказала Екатерина Барабанова, художник-реставратор ГИМа, водная очистка не спасает: клей просто набухает, но в воду не переходит. В мастерской сделали несколько тестов с энзимами, используя образцы старой ткани, на которой тренировался стажер-реставратор в 1960-х. Результаты были хорошими, но на всем знамени применить технологию пока не решились.

Поэтому работа, проведенная в ГосНИИР химиком-технологом Еленой Малачевской и реставратором Юлией Хребтовой, стала большим шагом вперед и дает старым знаменам надежду на жизнь. Используя образцы разного типа, они создали методику удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля с использованием энзимов, и теперь она может применяться другими реставраторами.

Практический опыт уже есть: в институте восстановлено знамя саксонского пехотного полка Prinz Anton из коллекции Музея-заповедника «Бородинское поле». Над тканью работали без погружения ее в раствор, влажным «бутербродом», на вакуумном столе с подогревом, с последующим промыванием дистиллированной водой. Хотя вопросы еще остались (например, как ферменты будут взаимодействовать с металлами, ведь на знаменах бывает вышивка металлической нитью), основа метода уже заложена.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+