18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Советское, бывшее итальянское: труды и дни Ивана Жолтовского

Центральный московский ипподром, перестроенный по проекту Ивана Жолтовского. 1956. Фото: Архив ТАСС
Центральный московский ипподром, перестроенный по проекту Ивана Жолтовского. 1956.
Фото: Архив ТАСС
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Вышел первый том подробнейшей биографии архитектора, которого считали вдохновителем и идеологом сталинского ампира. Авторам удалось не просто рассказать о творческом пути своего героя, но и разобраться с некоторыми мифами и белыми пятнами

В этот текст влюбляешься с первой страницы, он пример доказательного искусствоведения (по аналогии с доказательной медициной), где главное — не интерпретация, а факт. Книжку можно считать научной сенсацией. Авторы Илья Печенкин и Ольга Шурыгина, опираясь на огромное количество архивных и прочих документов, по годам воссоздали биографию человека, о котором, казалось бы, и так все известно.

Иван Жолтовский (1867–1959) — патриарх советской архитектуры, идеолог и вдохновитель сталинского ампира, интеллектуал, переводчик «Четырех книг об архитектуре» Андреа Палладио.

Как выяснилось, все это время мы довольствовались мифом.

При жизни Жолтовский сознательно тормозил глубокое изучение своего пути, документальный фильм о нем так и не сняли. Даже труд Палладио, оказывается, перевел не он, а его близкая подруга Елизавета Рябушинская (1878–1921?). Ее черновики 1919 года авторы нашли в фонде Государственной академии художественных наук в РГАЛИ. Через 15 лет после ее смерти Иван Владиславович издал перевод под своим авторством.

Открывшиеся обстоятельства не умаляют достижений Жолтовского как архитектора, но делают его жизнь не столь равномерно триумфальной, как принято думать, а его личность — контрастнее и интереснее. Жолтовский не белорус, как он писал в автобиографии, а польский шляхтич. Он средне учился в школе, что тоже не афишировал; по минимальному проходному баллу поступил в Академию художеств, где с перерывами провел 11 лет — под постоянной угрозой отчисления из-за хвостов по техническим дисциплинам. В результате получил звание «художника-архитектора» с правом преподавать рисование (он действительно прекрасно рисовал), но не проектировать и строить в городах. Занимался оформлением интерьеров, в чем невероятно набил руку.

Печёнкин И., Шурыгина О. Иван Жолтовский: В 2 т. Кн. 1: Жизнь и творчество. М.: Издательский дом Руденцовых, 2021. 400 с.: ил.
Печёнкин И., Шурыгина О. Иван Жолтовский: В 2 т. Кн. 1: Жизнь и творчество. М.: Издательский дом Руденцовых, 2021. 400 с.: ил.

Свой первый большой заказ — дом Скакового общества (1903–1905) — он получил потому, что объект располагался в пригороде Москвы и автору не требовалась архитектурная лицензия. Этот шанс Жолтовский использовал сполна: он построил один из самых роскошных и величественных частных домов в России и на десятилетие закрепил за собой титул архитектора миллионеров.

Он был одержим Италией и начиная с 35 лет ездил туда постоянно не просто за вдохновением, но за готовыми архитектурными решениями.

Александр Бенуа вспоминал, как вернувшийся из очередного вояжа Жолтовский показывал рисунки вилл Андреа Палладио, которых не было ни в одном путеводителе, и было непонятно, как он их отыскал. По палладианским схемам Жолтовский не только вычерчивал фасады — он даже их планы брал за основу частных усадеб в России, игнорируя различия в климате. Выходило не слишком удобно для жизни, но всегда невероятно импозантно, по-миллионерски.

И тут грянула революция. В 1922-м Жолтовский пришел к секретарю ЦИК Авелю Енукидзе со смелой идеей выкупить виллу «Ротонда», самое знаменитое творение Палладио, и сделать там Русский художественный институт. В качестве финансового обеспечения архитектор предлагал в дар советскому правительству собственные лесные угодья в Нижегородской области. К сожалению, проект поддержан не был.

В 1923–1926 годах Жолтовский находился в зарубежной командировке. Очевидно, это была попытка эмиграции, но он так и не придумал, как зарабатывать на жизнь, оставаясь в профессии, и вернулся в Россию, где продолжил преподавать во ВХУТЕМАСе. В то время левые архитекторы пожирали друг друга в конкурентной борьбе. В 1931-м 64-летний Жолтовский выиграл конкурс на строительство Дворца Советов, в 1934-м построил дом на Моховой (парафраз палладианской лоджии дель Капитанио в Виченце), названный впоследствии «штыком в тело авангардной архитектуры», и закрепил за собой статус ведущего архитектора СССР.

Надо отдать ему должное, он с уважением относился к оппонентам: высоко ценил Ивана Леонидова, пригласил к себе в мастерскую перековавшихся конструктивистов Георгия Гольца, Михаила Парусникова и Ивана Соболева. Впрочем, истинный триумф Жолтовского длился недолго: в 1935-м его отослали в Сочи, где ренессансные архитектурные образы были более уместны.

Вторая часть книги посвящена проектам Жолтовского — как хорошо известным, так и полузабытым. Например, Дом Советов в Махачкале (1932) — почти полный слепок итальянского замка-крепости Капрарола (XVI век) — архитектор «своим детищем не признавал». Спустя десятилетия здание почти случайно обнаружил историк искусства Селим Хан-Магомедов.

Архитектурная мастерская-школа академика Жолтовского. Жилой дом на Смоленской площади. Перспектива. Вторая половина 1940-х. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Архитектурная мастерская-школа академика Жолтовского. Жилой дом на Смоленской площади. Перспектива. Вторая половина 1940-х.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Рассказ о каждом доме снабжен фотографиями заграничных прототипов, и воочию убеждаешься, что цитаты из итальянской архитектуры у Жолтовского подчас буквальны. Такой визуальный ряд удивительным образом корректирует представление о нем как об архитекторе. Перенос в русские, и особенно советские, реалии форм итальянского Ренессанса выглядит безумно странно. Ну действительно, зачем делать в Госбанке СССР камин величиной с оленя? И весь Жолтовский с его бесконечными портиками, гигантскими пилястрами, вспарушенными сводами, кессонированными потолками и прочими изысками превращается в чистый артхаус, в эксцентрику.

Сегодня, по прошествии столетия, кажется удивительным, что он смог свои идеи реализовать.

К сожалению, на 1935 годе повествование о жизни и деятельности Ивана Владиславовича в первом томе заканчивается. В этот момент испытываешь страшную досаду, словно прочел половину детектива и нет возможности узнать развязку. С тем большим нетерпением ждем вторую книгу. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+