18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Отреставрирован версальский зал для игры в мяч, где зарождалась Великая французская революция

В 1880-е исторический зал в Версале был приспособлен под музей, украшенный скульптурой и живописью. Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
В 1880-е исторический зал в Версале был приспособлен под музей, украшенный скульптурой и живописью.
Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Именно здесь депутаты Национального собрания поклялись бороться за конституционные идеалы, что привело к падению монархии. Мемориальный зал требовал капитальной реставрации, в финансировании которой поучаствовали в том числе французские парламентарии

Легендарный зал для игры в мяч в Версале, где депутаты Национального собрания в 1789 году принесли знаменитую клятву, которая привела к появлению первой конституции Франции, отреставрировали благодаря современным политикам. Работы стоимостью €1,8 млн финансировали бывшие и действующие французские депутаты, откликнувшиеся на призыв председателя Национального собрания Ришара Феррана.

«Я подумала, что можно попросить депутатов о поддержке, потому что, в конце концов, это место, где родился французский парламентаризм, — говорит директор Версальского дворца Катрин Пегар. — В дополнение к их индивидуальным пожертвованиям мы получили финансирование от государства из пакета мер, направленных на стимулирование экономики в условиях пандемии коронавируса, что позволило нам продолжить реновацию дворца в целом».

Обновленный зал для игры мяч в Версале. Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
Обновленный зал для игры мяч в Версале.
Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier

До начала революции король созывал представителей духовенства, дворянства и третьего сословия, то есть простолюдинов, на заседания Генеральных штатов по своему усмотрению — реальной властью они не обладали. Но 17 июня 1789 года депутаты от третьего сословия взбунтовались и объявили себя Национальным собранием. В том самом версальском зале для игры в мяч они поклялись не отступать, пока у Франции не появится закрепленная на бумаге конституция.

При Наполеоне королевский зал для игры в мяч превратили в хранилище и художественную мастерскую. В 1883 году здесь был открыт музей Французской революции, в экспозицию которого в числе прочего вошло полотно Люка-Оливье Мерсона «Клятва в зале для игры в мяч», написанное по сюжету незаконченной картины Жака-Луи Давида 1791 года.

Люк-Оливье Мерсон. «Клятва в зале для игры в мяч». Фрагмент. Фото: Château de Versailles
Люк-Оливье Мерсон. «Клятва в зале для игры в мяч». Фрагмент.
Фото: Château de Versailles

Работы велись на протяжении восьми месяцев под руководством архитектора-реставратора Пьера Бортолусси; за ориентир был взят ремонт 1883 года. В числе прочего расчистили и картину Мерсона, что позволило раскрыть ряд мотивов, исчезнувших с полотна после предыдущей реставрации 1989 года.

Зал нуждался в капитальном ремонте и заделке трещин в стенах. Требовалось устранить и один из главных разрушающих факторов — повышенную влажность. Недаром, как рассказывает главный куратор музея по вопросам наследия Фредерик Лакай, во времена Людовика XIV болотистые земли Версаля называли «вонючим прудом».

Оборудованный новым освещением, электропроводкой и системой противопожарной безопасности, королевский зал для игры в мяч вновь открыл свои двери для экскурсий и школьных групп в апреле этого года. Для широкой публики его открытие состоится по окончании реновационных работ в саду.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+