18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Книжный фестиваль «Красная площадь» пройдет в Москве

Одним из важнейших событий фестиваля традиционно остается программа «Музейная линия». Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
Одним из важнейших событий фестиваля традиционно остается программа «Музейная линия».
Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Фестиваль, базирующийся на главной площади страны, пройдет с 3 по 6 июня. Одним из важнейших его событий традиционно остается программа «Музейная линия», где свои издательские проекты представляют различные музеи и галереи

За последние два года не раз случалось, что книжные ярмарки — в том числе большие и столичные — вынуждены были менять локацию, переносить сроки или вовсе отказываться от запланированных событий. Проблемы такого рода продолжились и после того, как пандемийные ограничения фактически сошли на нет. А вот книжному фестивалю «Красная площадь», похоже, все нипочем. Он проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина. В прошлом году, правда, сроки его пришлось сдвинуть на несколько дней, причем меры антиковидных предосторожностей еще продолжали действовать, но фестиваль все же состоялся. И нынешний, восьмой по счету, тоже настаивает на своей неотменяемости — несмотря ни на что.

Книгоиздатели съезжаются сюда со всей страны, от Калининграда до Владивостока. Патронами события выступают Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Российский книжный союз, поддерживают его федеральные министерства культуры и просвещения, а также правительство Москвы.

Фестиваль проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина. Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
Фестиваль проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина.
Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»

«Красная площадь» — фестиваль многовекторный, у него нет заявленной специфики, но все-таки имеются некоторые тематические предпочтения. Изобразительная культура и музейное дело — из их числа. Это выражается не только в обилии соответствующих книг на стендах издательств, но и в акцентированном представительстве профильных институций, которые участвуют в программе «Музейная линия». Под нее традиционно отводится пространство 1-й линии ГУМа. На стенде газеты The Art Newspaper Russia и фонда In artibus можно приобрести и свежий, июньский номер газеты, и архивные выпуски. Также здесь представлены книги издательской программы фонда In artibus, среди которых «18 супов» доктора Нонны Бреннер с предисловием Марины Абрамович, «Архив Н.И.Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ», каталог к проходившей в In artibus выставке «Французский рисунок из собрания Инны Баженовой» и другие.

Когда в роли издателей выступают музеи, это совершенно не означает, что речь идет о сугубо научных трудах — хотя такой аспект и неизбежен, и важен. Вообще-то исследовательское содержание ничуть не противоречит увлекательной форме. Особенной популярностью пользуются каталоги выставок. Они, конечно, не заменяют собой реального зрелища, но нередко преподносят совокупность всех материалов даже более доходчиво и аналитически, нежели экспозиция. В анонсах нынешней «Музейной линии» заявлен целый спектр такого рода изданий. Например, Третьяковка напомнит о выставочном блокбастере фундаментальным альбомом «Михаил Врубель», а Музей русского импрессионизма не преминет выложить на прилавок каталог выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», который недавно стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Книга года».

Обложки номеров The Art Newspaper Russia за апрель, май и июнь 2022 года. Фото: The Art Newspaper Russia
Обложки номеров The Art Newspaper Russia за апрель, май и июнь 2022 года.
Фото: The Art Newspaper Russia

Своеобразным полиграфическим фейерверком встречают музеи 350-летие Петра I. Упомянем хотя бы книгу «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре», куда Русский музей включил множество произведений, используя публикаторский жанр «и это все о нем». Примечательно, что даже такое эхо деяний первого российского императора, как празднование его 200-летнего юбилея в Москве и Петербурге, отозвалось теперь сразу в двух изданиях: тот же Русский музей и Музеи Московского Кремля, каждый по-своему, отдали дань торжествам 1872 года.

Другой юбилей — 110-летие ГМИИ имени А.С.Пушкина — отмечен выходом альбома фотографий Михаила Розанова, посвященных архитектуре и интерьерам здания на Волхонке. Еврейский музей и центр толерантности тоже презентует фотографический книжный проект, только совершенно иного рода: «The Lonka Project. Numbered. Человек под номером» — это собрание портретов сотен людей, выживших в холокосте. Инициатива, возникшая в 2018 году, нашла отклик у 300 фотографов из 30 стран.

Книги книгами, но есть у «Музейной линии» еще и функция живого общения. Встречи с кураторами, искусствоведами, редакторами из разных институций намечены на 5 июня, все они пройдут в режиме нон-стоп.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+