За последние два года не раз случалось, что книжные ярмарки — в том числе большие и столичные — вынуждены были менять локацию, переносить сроки или вовсе отказываться от запланированных событий. Проблемы такого рода продолжились и после того, как пандемийные ограничения фактически сошли на нет. А вот книжному фестивалю «Красная площадь», похоже, все нипочем. Он проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина. В прошлом году, правда, сроки его пришлось сдвинуть на несколько дней, причем меры антиковидных предосторожностей еще продолжали действовать, но фестиваль все же состоялся. И нынешний, восьмой по счету, тоже настаивает на своей неотменяемости — несмотря ни на что.
Книгоиздатели съезжаются сюда со всей страны, от Калининграда до Владивостока. Патронами события выступают Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Российский книжный союз, поддерживают его федеральные министерства культуры и просвещения, а также правительство Москвы.
«Красная площадь» — фестиваль многовекторный, у него нет заявленной специфики, но все-таки имеются некоторые тематические предпочтения. Изобразительная культура и музейное дело — из их числа. Это выражается не только в обилии соответствующих книг на стендах издательств, но и в акцентированном представительстве профильных институций, которые участвуют в программе «Музейная линия». Под нее традиционно отводится пространство 1-й линии ГУМа. На стенде газеты The Art Newspaper Russia и фонда In artibus можно приобрести и свежий, июньский номер газеты, и архивные выпуски. Также здесь представлены книги издательской программы фонда In artibus, среди которых «18 супов» доктора Нонны Бреннер с предисловием Марины Абрамович, «Архив Н.И.Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ», каталог к проходившей в In artibus выставке «Французский рисунок из собрания Инны Баженовой» и другие.
Когда в роли издателей выступают музеи, это совершенно не означает, что речь идет о сугубо научных трудах — хотя такой аспект и неизбежен, и важен. Вообще-то исследовательское содержание ничуть не противоречит увлекательной форме. Особенной популярностью пользуются каталоги выставок. Они, конечно, не заменяют собой реального зрелища, но нередко преподносят совокупность всех материалов даже более доходчиво и аналитически, нежели экспозиция. В анонсах нынешней «Музейной линии» заявлен целый спектр такого рода изданий. Например, Третьяковка напомнит о выставочном блокбастере фундаментальным альбомом «Михаил Врубель», а Музей русского импрессионизма не преминет выложить на прилавок каталог выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», который недавно стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Книга года».
Своеобразным полиграфическим фейерверком встречают музеи 350-летие Петра I. Упомянем хотя бы книгу «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре», куда Русский музей включил множество произведений, используя публикаторский жанр «и это все о нем». Примечательно, что даже такое эхо деяний первого российского императора, как празднование его 200-летнего юбилея в Москве и Петербурге, отозвалось теперь сразу в двух изданиях: тот же Русский музей и Музеи Московского Кремля, каждый по-своему, отдали дань торжествам 1872 года.
Другой юбилей — 110-летие ГМИИ имени А.С.Пушкина — отмечен выходом альбома фотографий Михаила Розанова, посвященных архитектуре и интерьерам здания на Волхонке. Еврейский музей и центр толерантности тоже презентует фотографический книжный проект, только совершенно иного рода: «The Lonka Project. Numbered. Человек под номером» — это собрание портретов сотен людей, выживших в холокосте. Инициатива, возникшая в 2018 году, нашла отклик у 300 фотографов из 30 стран.
Книги книгами, но есть у «Музейной линии» еще и функция живого общения. Встречи с кураторами, искусствоведами, редакторами из разных институций намечены на 5 июня, все они пройдут в режиме нон-стоп.