Муниципальные власти Милана намерены создать новую достопримечательность на карте города. В будущем парке Amphitheatrum Naturae («Амфитеатр природы») античные руины дополнят растительностью, которая поможет посетителям представлять себе, как когда-то выглядел так называемый миланский Колизей. Раскопки на его территории, по словам организаторов проекта, уже «переписали многие главы из истории города».
В период с 286 по 402 год Медиоланум (так в древности назывался Милан) был столицей Западной Римской империи. В городе были дворец, цирк, множество храмов, термы и огромный форум. Эллиптический амфитеатр, возведенный в I веке н.э., своими размерами — 150 на 120 м — лишь немного уступал римскому Колизею, однако с конца IV века н.э. его методично разбирали, чтобы использовать в качестве строительного материала для новых зданий, в том числе базилики Сан-Лоренцо. Археологи обнаружили руины амфитеатра в 1931 году, а в 1970-е провели раскопки, раскрывшие семь участков фундамента.
В рамках проекта, запущенного в 2018 году, территорию муниципального археологического парка расширили с 12,5 тыс. до 22,3 тыс. кв. м, что сделало его самым большим в Милане. В 2019 году возобновились раскопки, в ходе которых удалось обнаружить еще 14 участков фундамента и гипогей, состоящий из двух подземных галерей, откуда гладиаторов и животных поднимали на сцену. Проект общей стоимостью €1,5 млн финансируется из средств Министерства культуры Италии и за счет частных пожертвований. Ожидается, что парк откроется для посетителей к концу 2022 года.
Кусты самшита, мирта и бирючины разметят утраченные архитектурные элементы, а более сотни деревьев, высаженных в форме овальной аллеи, заменят внешние стены амфитеатра. Архитектор проекта Аттилио Стокки добавляет, что спонтанно разбросанные цветочные клумбы будут служить противовесом «рациональной упорядоченности» центрального сада в ренессансном стиле. В основу этой идеи легла книга Джулии Каневы 2004 года «Амфитеатр природы», в которой она рассказывает о том, как с XVII по XIX век римский Колизей служил точкой притяжения художников и ученых-ботаников, стекавшихся туда, чтобы изучать местную флору.
Один из заместителей мэра Милана Пьерфранческо Маран сообщил, что городской совет намерен разработать систему билетов, которая обеспечит «ежедневный доступ» в парк. Он станет новой точкой на уже существующем культурном маршруте, объединяющем 18 древних объектов, в том числе руины императорского дворца и ипподрома. Гипогей накроют деревянной сценой, что позволит использовать арену для представлений.
В прошлом году в раскопах на территории парка нашли фрагменты не менее 150 доримских ваз IV–III веков до н.э., что позволяет предположить существование поблизости кельтского святилища. Эти и другие недавние находки, в том числе копье и мраморная голова с чертами лица, напоминающими Агриппину, супругу императора Клавдия, вероятно, будут экспонироваться в музее-антиквариуме «Альда Леви», расположенном у входа в парк, либо в заброшенном здании, которое могут отреставрировать за счет средств Министерства финансов.
По словам Антонеллы Ранальди, возглавляющей Управление археологии, изящных искусств и ландшафта Милана, не исключено, что раскопки продолжатся и после открытия парка; ее ведомство заинтересовано в том, чтобы развивать сотрудничество с миланским Католическим университетом, чьи студенты работали на раскопках амфитеатра в минувшем году. Кроме того, возобновятся раскопки базилики ди Сан-Диониджи в районе Порта-Венеция, обнаруженной в 2017 году. «В миланской археологии сейчас происходит много интересного», — говорит Ранальди.