18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I

Хамид Савкуев. «Торжественный вход Петра I в Дербент». 2022. Фрагмент. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Хамид Савкуев. «Торжественный вход Петра I в Дербент». 2022. Фрагмент.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее

Центрами юбилейных торжеств, посвященных 350-летию первого российского императора, станут Государственный Русский музей, Академия художеств и Марсово поле. Грандиозная экспозиция «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре» откроется накануне дня рождения царя-реформатора в залах Михайловского замка ГРМ. А совместный с Академией художеств проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022», реконструирующий событие 150-летней давности, зрители увидят на Марсовом поле. Богатство иконографии Петра I не имеет равных среди всех изображений членов императорского дома Романовых — от парадных до карикатурных портретов, начиная с написанных еще в конце XVII века и заканчивая работами наших современников. Знаменитый на весь мир памятник Этьена Фальконе — Медный всадник — стал символом Санкт-Петербурга наряду с силуэтом Петропавловской крепости.

Луи Каравак. «Портрет Петра I». Конец 1717. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Луи Каравак. «Портрет Петра I». Конец 1717. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей

Портреты и аллегорические картины, гравюру и скульптуру, произведения прикладного искусства, на которых присутствует изображение первого российского императора, — все это можно будет увидеть на выставке, посвященной образу Петра Великого в русской художественной культуре. Как рассказал ее куратор Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века ГРМ, эту выставку музей готовил около двух лет. «Главная ее идея — показать, каким представляли себе Петра I и его свершения мастера, не видевшие живого императора, — рассказал он. — Мы умышленно отказались от работ, созданных его современниками. Во-первых, потому что сравнительно недавно делали большую выставку „Петр I и его окружение“. Во-вторых, потому что сделать сейчас исчерпывающей выставку прижизненных изображений царя-путешественника невозможно в силу сложившейся политической ситуации. Она потребовала бы больших межмузейных усилий на международном уровне».

Николай Ге. «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 1872. Фото: Государственный Русский музей
Николай Ге. «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 1872.
Фото: Государственный Русский музей

В залах Михайловского замка показывают более 150 произведений. Русский музей в основном ориентировался на свои фонды и поддержку некоторых других российских институций. Из Государственной Третьяковской галереи приехала на выставку целая серия работ. Среди них — картина Алексея Венецианова «Основание Петербурга», цикл посвященных императору произведений Валентина Серова, а также полотно Николая Зауервейда «Петр I усмиряет солдат своих при взятии Нарвы». В выставке также приняли участие Государственный исторический музей и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Из частных коллекций представлены оригинал картины «Посещение Петром I университета Сорбонны» кисти Михаила Бонч-Томашевского и фарфоровый бюст императора, выполненный мастерами мануфактуры Франца Гарднера в Вербилках.

Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870. Фото: Государственный Русский музей
Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870.
Фото: Государственный Русский музей

Своеобразным мостом, перекинутым через полтора столетия, стал проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022», созданный при участии Русского музея, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Академии художеств и при поддержке ПАО «Газпром». Идея проекта, придуманного Еленой Кальницкой, директором ГМЗ «Петергоф», — реконструировать выставку, организованную 150 лет назад к 200-летию Петра I по указу Александра II. Специально для нее в 1872 году художники-академики написали 30 масштабных, пятиметровых полотен с изображением основных деяний царя-реформатора в хронологическом порядке. Картины установили в палатках, стилизованных под деревенские избы, на Марсовом поле в центре Петербурга. Спустя 150 лет эту затею решили реконструировать. К сожалению, из 30 картин того времени до наших дней дошло только 14, причем в очень хрупком состоянии. Они хранятся в ГРМ на валах, выставлять их на открытом воздухе нельзя. Поэтому эти работы представят в цифровом формате, а 16 пропавших картин написали заново наши современники — выпускники Академии художеств разных лет.

Илья Зорькин. «Начало самодержавия». 2022. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Илья Зорькин. «Начало самодержавия». 2022.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

По словам Семена Михайловского, ректора АХ и сокуратора проекта, было принято решение, что современные прочтения картин конца XIX века не будут столь большими, как оригиналы, поэтому вместо пятиметровых художники использовали холсты в два раза меньше. Второе принципиальное решение: их авторами стали мастера разных поколений. «Мы предложили принять участие в этой работе и заслуженным художникам, и недавним выпускникам академии, — рассказал Семен Михайловский. — Поэтому картины создавали и маститые академики, как Андрей Блиок, Александр Быстров, Хамид Савкуев, и недавние наши ученики — Илья Зорькин, Ксения Карпенко, Алексей Перепелкин».

Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе. Фото: Государственный Русский музей
Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе.
Фото: Государственный Русский музей

На одной из аллей Марсова поля возведено 33 павильона в русском стиле наподобие тех, что стояли там когда-то. Каждый экспонат выставки — и цифровой, и оригинальный — дополнен видеороликом на девяти языках в онлайн-формате. Благодаря VR-технологиям зрители смогут буквально погрузиться в прошлое и своими глазами увидеть Марсово поле в дни юбилейных торжеств 150-летней давности.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII–XIX веков»
9 июня – 8 августа

Марсово поле, Санкт-Петербург
«30 картин из жизни Петра Великого. 2022»
9 июня – 9 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+