18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петр I. От побед и реформ до усов и кунштюков

Готфрид Схалкен. Портрет царя Петра I Алексеевича. Нидерланды. 1703−1706. Фрагмент. Фото: Государственный исторический музей
Готфрид Схалкен. Портрет царя Петра I Алексеевича. Нидерланды. 1703−1706. Фрагмент.
Фото: Государственный исторический музей

К 350-му дню рождения 9 июня первого российского императора в Москве и Петербурге откроется десяток выставок, каждая из которых добавляет новый штрих к сложному портрету Петра I — военачальника, градостроителя, ученого и тирана

Государственный исторический музей
«Петр Великий. Путешествия в Европу»

Глобус земной. Мастерская Виллема Янсзона Блау. Амстердам. 1640-е. Фото: Государственный исторический музей
Глобус земной. Мастерская Виллема Янсзона Блау. Амстердам. 1640-е.
Фото: Государственный исторический музей

Крупнейшая в Москве «петровская» выставка покажет почти 350 экспонатов, связанных с двумя поездкам Петра I в европейские страны — Великим посольством 1697–1698 годов и Вторым путешествием 1716–1717 годов. Экспозиция состоит из шести разделов, посвященных маршруту и деталям путешествий государя, его интересу к современным техническим и научным знаниям, а также международной ситуации в Европе конца XVII — начала XVIII века и дипломатическим устремлениям царя-реформатора. По гравюрам XVIII столетия восстановлен типичный кабинет редкостей того времени, где показаны вещи, которые Петр лично привез из Европы: картины, книги, научные инструменты и приборы. Среди экспонатов — уникальный двухметровый глобус 1640-х годов, изготовленный в знаменитой мастерской картографа Виллема Блау в Амстердаме.

8 июня – 3 октября


Государственная Третьяковская галерея
«Петр Великий. Усы властелина»

Неизвестный художник первой четверти XVIII в. Портрет Петра I. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Неизвестный художник первой четверти XVIII в. Портрет Петра I.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Камерная выставка включает два десятка произведений живописи, графики и скульптуры, а также книги и предлагает нетривиальный взгляд на портретные изображения Петра Великого, относящиеся к XVIII–XXI векам. Впервые делается акцент на эволюцию иконографии: форма усов императора меняется с возрастом, под влиянием изменчивой моды, в зависимости от его здоровья и настроения. Показательно, что последующие поколения художников игнорировали историческую правду в трактовке этой важной детали его внешности.

8 июня – 2 октября


Музеи Московского Кремля, Парадный вестибюль Оружейной палаты
«Юбилей Петра Великого в Москве 1872 года»

Павильон исторического музея военного отдела Политехнической выставки. Вид с Ивановской площади. Россия, Москва. 1872. Фото: Музеи Московского Кремля
Павильон исторического музея военного отдела Политехнической выставки. Вид с Ивановской площади. Россия, Москва. 1872.
Фото: Музеи Московского Кремля

Выставка посвящена празднованию 200-летия императора в Москве 1872 года, идеологом которого был Сергей Соловьев, в то время директор Оружейной палаты. Он подчеркивал, что юбилейные торжества призваны осмыслить взаимосвязи великого человека и правителя с наукой и промышленностью. Плодом его трудов стала Политехническая выставка, первая в России выставка павильонного типа. Она проходила вокруг и внутри Кремля и поражала своим размахом, на ней демонстрировались достижения в области естественно-научных дисциплин, техники и промышленности, педагогики и рационального ведения домашнего хозяйства. В экспозиции представлены оружие, принадлежавшее или предназначавшееся Петру I, и изображения государя.

9 июня – 10 августа


Государственный Русский музей
«И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII–XIX веков»

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фото: Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846.
Фото: Государственный Русский музей

Богатство иконографии Петра I не имеет равных среди всех изображений членов императорского дома Романовых. Портреты и аллегорические картины, гравюру и скульптуру, произведения прикладного искусства, на которых присутствует изображение первого российского императора, — все это можно увидеть на выставке, посвященной образу Петра Великого в русской художественной культуре. В залах Михайловского замка показывают более 150 произведений. Русский музей в основном ориентировался на свои фонды и поддержку некоторых других российских институций. Из Государственной Третьяковской галереи приехала на выставку целая серия работ. Среди них — картина Алексея Венецианова «Основание Петербурга», цикл посвященных императору произведений Валентина Серова, а также полотно Николая Зауервейда «Петр I усмиряет солдат своих при взятии Нарвы». В выставке также приняли участие Государственный исторический музей и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Из частных коллекций представлены оригинал картины «Посещение Петром I университета Сорбонны» кисти Михаила Бонч-Томашевского и фарфоровый бюст императора, выполненный мастерами мануфактуры Франца Гарднера в Вербилках.

9 июня – 8 августа

Другие выставки Русского музея, посвященные Петру I

«Петр I — коллекционер. Скульптура Летнего сада из собрания Русского музея»
9 июня – 8 августа, Михайловский замок, зал Антиков

«Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского училищного дома имени Петра Великого. 1910–1911»
24 июня – 15 августа, Михайловский дворец, Садовый вестибюль

«Парадный облик Петербурга середины XVIII века в творчестве Михаила Махаева»
Осень 2022 – зима 2023, Михайловский замок

Еще…


Марсово поле
«30 картин из жизни Петра Великого. 2022»

Эскиз павильона к празднованию 200-летнего юбилея императора Петра Великого. 1872. Фото: Музеи Московского Кремля
Эскиз павильона к празднованию 200-летнего юбилея императора Петра Великого. 1872.
Фото: Музеи Московского Кремля

Своеобразным мостом, перекинутым через полтора столетия, стал проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022», созданный при участии Русского музея, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Академии художеств и при поддержке ПАО «Газпром». Идея проекта — реконструировать выставку, организованную 150 лет назад к 200-летию Петра I по указу Александра II. Специально для нее в 1872 году художники-академики написали 30 масштабных, пятиметровых полотен с изображением основных деяний царя-реформатора в хронологическом порядке. Картины установили в палатках, стилизованных под деревенские избы, на Марсовом поле в центре Петербурга. Спустя 150 лет эту затею решили реконструировать. К сожалению, из 30 картин того времени до наших дней дошло только 14, причем в очень хрупком состоянии. Они хранятся в ГРМ на валах, выставлять их на открытом воздухе нельзя. Поэтому эти работы представят в цифровом формате, а 16 пропавших картин написали заново наши современники — выпускники Академии художеств разных лет.

9 июня – 9 августа


Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН)
«Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» (новая постоянная экспозиция)

Кунсткамера. Фото: Семен Лиходеев/ТАСС
Кунсткамера.
Фото: Семен Лиходеев/ТАСС

По замыслу Петра I этот музей, подобно энциклопедии, объединяет все науки. Новая экспозиция на двух этажах центральной башни вернет историческому зданию XVIII века аутентичный дух. Здесь будут представлены экспонаты из ранних коллекций, приобретенных самим императором (например, анатомические редкости из собрания Фредерика Рюйша), а также находки из первых академических экспедиций и российских кругосветных путешествий.

С 9 июня

Справка
52 млн рублей выделено на выставки музеев петровской ассамблеи

Министерство культуры России выделило свыше 52 млн руб. на выставочные проекты учреждений, входящих в Ассамблею петровских музеев. «Уже в этом году мы увидим 32 выставки больших и малых музеев по всей стране», — сообщила статс-секретарь — заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова. Возглавила Ассамблею петровских музеев генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. Ассамблея видит своей основной целью объединение музейных институций, связанных с жизнью и деятельностью императора Петра Великого, в единое мемориальное и культурное пространство. Также выделены средства на уникальный проект «Digital Петр», который помогает с помощью современных технологий разобрать рукописное наследие Петра. «Почерк у императора был почти нечитаемый, — рассказала Елена Кальницкая. — Когда мы 20 лет назад создавали Институт Петра Великого, в первую очередь как раз для изучения рукописей, мы говорили, что буквально два-три человека в стране способны читать написанное рукой Петра. Но с помощью современных технологий или искусственного интеллекта эта работа наконец может быть выполнена. И есть надежда: когда огромное рукописное наследие Петра Великого будет расшифровано, мы сможем узнать еще много нового о его личности».

Еще…


Государственный Эрмитаж
«Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке»

Заводные игрушки в виде всадников. Китай. Начало XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Заводные игрушки в виде всадников. Китай. Начало XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Восточная коллекция, состоящая из произведений китайского искусства, которые были приобретены в Поднебесной по приказу Петра Великого или преподнесены ему в дар китайским императором, остается уникальной для своего времени и по составу, и по количеству памятников. Она включает фарфор, шелк (который использовался как материал для полковых знамен, важных государственных документов, основа для рисунков и даже гравюр), а также «механические машины на колесах». Эти заводные игрушки были привезены из Срединного государства посольством капитана Льва Измайлова (с 1719 по 1721 год) в подарок русскому царю от императора Канси.

До 12 июня

Другие выставки Эрмитажа, посвященные Петру I

«Дары Петру Великому»
5 июля – 5 сентября, Арапский зал

«Скульптура из коллекций Петра Великого»
23 сентября – 13 ноября, Арапский зал

«Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого»
6 декабря 2022 – 29 января 2023, Арапский зал

«Гардероб императора»
8 декабря 2022 – 31 декабря 2023, Галерея костюма РХЦ «Старая Деревня»

Еще…


Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)
«Петр Великий. Взгляд сквозь время»

Елена Тополовская. «Прадеду от правнука». 2020. Фото: Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)
Елена Тополовская. «Прадеду от правнука». 2020.
Фото: Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)

Цель совместного проекта музея и клуба «1001 фото Петербурга», объединяющего фотографов-любителей из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов, — показать любимое детище Петра глазами наших современников. На одних снимках собраны места, видевшие первого российского императора: Петропавловская крепость, Летний сад, Кунсткамера, домик на Петровской набережной. Другая часть фотографий предлагает с необычных ракурсов взглянуть на многочисленные памятники Петру I, среди которых главенствует знаменитый Медный всадник.

До 14 июня


Петропавловская крепость, Невская куртина
«Зерцало Петра Великого»

Зерцало. Россия, II половина XIX в. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Зерцало. Россия, II половина XIX в.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

В 1722 году Петром I был утвержден указ «О хранении прав гражданских…», в котором формулировались положения, гарантирующие приоритет закона в правовой сфере и формирование нового правового пространства. В 1724 году к нему добавилось еще два документа; их полагалось в присутственных местах «иметь на столе яко зеркало, пред очами судящих». Для демонстрации документов была разработана форма трехгранника на ножках, и на выставке можно увидеть подобное зерцало второй половины XIX века. Выполненное из позолоченной бронзы, оно увенчано двуглавым орлом под короной (на самом деле у орла три головы, три крыла и лапы, что позволяет ему выглядеть двуглавым в любом ракурсе).

До 14 июня


Петропавловская крепость, Иоанновский равелин
«"Люблю тебя, Петра творенье…". Санкт-Петербург на фарфоре»

Гравюры из собрания Музея истории Санкт-Петербурга перенесли на фарфор мастера Императорского фарфорового завода. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Гравюры из собрания Музея истории Санкт-Петербурга перенесли на фарфор мастера Императорского фарфорового завода.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и АО «Императорский фарфоровый завод» представляет изображения Северной столицы на фарфоре, отдавая дань предмету гордости первого российского императора. Здесь представлены и исторические вещи, и юбилейная серия, созданная художниками ИФЗ с воспроизведением гравюр из коллекции музея: портреты императора, первые петербургские постройки, виды городов Европы, которые посетил Петр во время путешествий.

До 23 октября


Выставочный зал федеральных государственных архивов
«Петр I и его эпоха»

Алмазный венец царя Петра Алексеевича. Лист из издания «Древности Российского Государства». 1849–1853. Фото: Музеи Московского Кремля
Алмазный венец царя Петра Алексеевича. Лист из издания «Древности Российского Государства». 1849–1853.
Фото: Музеи Московского Кремля

На выставке представлены редчайшие архивные документы, в том числе написанные рукой Петра I, которые помогают лучше понять личность императора и процесс принятия им решений. Среди экспонатов — планы сражений, обращение царя к русским воинам накануне Полтавской битвы, Ништадтский мирный договор 1721 года, недавно обнаруженный собственноручный указ Петра о праздновании Нового года, документы о переходе на новое летоисчисление, гражданский шрифт, распоряжение о создании первого музея (Кунсткамеры) и Академии наук. «Представленные на выставке автографы императора демонстрируют его бурный темперамент, негодование промедлением подданных по неотложным проблемам, страстную любовь к своим детищам — Санкт-Петербургу и флоту», — отмечают организаторы, среди которых крупнейшие российские архивы, ГИМ и Музеи Кремля.

До 19 июня


Дом-музей В.Л.Пушкина (в составе Государственного музея А.С.Пушкина)
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»

Один из экспонатов выставки «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…». Фото:
Один из экспонатов выставки «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…».

Выставка подчеркивает двойственность личности Петра I, опираясь на воспоминания его современников и их потомков. Основным источником оценок фигуры императора, что объяснимо, становится Пушкин. Например, в 1835 году, работая над подготовительным текстом «Истории Петра I», поэт остро чувствовал двойственность реформ и личности самого реформатора. «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, — вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика», — писал Пушкин.

До 30 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+