18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зрительный зал Театра Гонзаги. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Зрительный зал Театра Гонзаги.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

В Театре Гонзаги, отмеченном Премией The Art Newspaper Russia, 11 июня возобновляется концертная деятельность, а сегодня, в день его рождения, в фойе открывается выставка «Магия старинного театра» с театральной бутафорией XVIII — начала ХХ века

Осенью 2021 года в Театре Гонзаги в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» прошло первое театральное представление. Впереди — восстановление театральной машинерии, некоторых элементов сценического пространства, консервация декоративных панно и кулис. Планируется, что со временем театр станет исторической сердцевиной нового культурного кластера.

И все же при этом судьбу театра в Архангельском нельзя назвать счастливой ни с точки зрения театральной истории, ни с позиции музеефикации, прежде всего из-за несоответствия масштаба его художественных возможностей и той роли, которой ему всегда приходилось довольствоваться.

Несмотря на громкое имя Гонзаги, которое носит театр, создатель его проекта доподлинно неизвестен. Как считает Марина Краснобаева, хранитель театра и автор недавно вышедшей в свет наиболее обстоятельной и авторитетной его истории, «мы не имеем ни одного проекта, по которому строился театр в Архангельском, который с уверенностью можно приписать П.Гонзаге». Поэтому кроме великого итальянца в круг потенциальных архитекторов этого сооружения входят Осип Бове, Евграф Тюрин и руководивший строительством Степан Мельников.

Фасад и план Театра Гонзаги. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Фасад и план Театра Гонзаги.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

Театр возводили в кратчайшие сроки, к визиту в Первопрестольную императора Александра I по случаю празднования пятилетнего юбилея победы в Войне 1812 года. Князь Николай Борисович Юсупов, руководивший организацией торжеств, рассчитывал принять членов императорской семьи в своей подмосковной усадьбе и развлечь августейших гостей спектаклем столичного уровня. Поэтому для устройства театрального зала решено было переоборудовать усадебный манеж, тем более что такая практика была широко распространена в XVIII веке. По ходу работ требования князя к количеству зрительских мест и сценическому оснащению менялись. Согласно им переделывался и проект. В итоге каменные стены манежа отчасти разобрали, использовав оставшуюся часть в качестве основы для новых деревянных.

Строительство началось в июне 1817-го, а ровно через год Юсупов уже представил первый спектакль в собственном театре в присутствии российского государя, прусского короля Фридриха-Вильгельма III и германских принцев.

Фасады здания в итоге оказались куда более скромными, чем планировалось. В спешке пришлось отказаться от скульптурного декора и помпезных многоколонных портиков входа по обеим сторонам здания. Но внутреннее убранство зала было строго, гармонично и благородно: два яруса лож между деревянными колоннами большого ордера, расписанными под бело-серый мрамор, обивка голубого бархата, точно рассчитанные пропорции сцены и идеальная акустика деревянной коробки — резонатора. Главную же ставку владелец театра сделал на его декорации, созданные гением прославленного мастера театральной иллюзии Пьетро Гонзаги.

Макет Театра Гонзаги. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Макет Театра Гонзаги.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

Богатейший вельможа своего времени, Юсупов одним махом заказал полный сет из 12 декораций главному художнику императорских театров. В набор входили все возможные варианты сценографических решений классической оперы-сериа: городская площадь, дворец, храм, кабинет, сад, лес, тюрьма и так далее. Причем каждая декорация состояла из задника, нескольких пар кулис и соответствующих им верхних падуг. Гонзага работал над заказом в Петербурге и по мере готовности отправлял огромные декорационные холсты в Москву. Здесь при помощи механика московского театра их натягивали на рамы или прилаживали к валам для подъема, параллельно отрабатывая систему одномоментной смены декораций. Великолепные дворцовые залы, подсвеченные луной садовые кущи, ротонда торжественного храма, изба-таверна и даже тюрьма с мерцающим фонарем на цепи должны были стать для зрителя завораживающей глаз художественной обманкой.

Последние детали зала и сценического оформления допиливали буквально накануне премьеры. И когда император и вельможные гости заняли свои места, их ждал сюрприз — спектакль, состоявший исключительно из демонстрации перемен декораций под музыку безо всякого театрального действа. Было ли это зрелище следствием обстоятельств и неготовности полноценного спектакля или же задумывалось князем как таковое, неизвестно. Но ни в этот раз, ни в другие подобные (когда Юсупов принимал у себя принца Оранского или персидского Хозрев-Мирзу) полноценных спектаклей в театре, обладающем для этого всеми техническими возможностями и превосходной акустикой, так и не состоялось.

По словам драматурга и издателя Нестора Кукольника, покойный князь Николай Борисович Юсупов, «из уважения к художнику и желая сохранить сколь возможно долее эту живопись, которая столь же быстро осыпается, как разноцветные украшения на крыльях мотылька… не позволял в этом театре сценических представлений».

Правда ли это — вопрос спорный, но постоянное бездействие театра и впрямь способствовало сохранению уникальных декораций. В музее сейчас четыре комплекта (разной полноты) и один занавес.

Что делать с ними и механизмами для их перемещений сейчас? Ведь ценность этого памятника прежде всего в его комплексной сохранности и возможности демонстрировать «княжескую прихоть» и усадебный театр Александровской эпохи в подлинном виде. Сегодня же ни машинерия, ни сами декорации Гонзаги недоступны для осмотра не только зрителями, но и специалистами. Огромные холсты декораций, давно нуждающиеся в реставрации, повешены в хранении так плотно, что невозможно ни увидеть их росписи, ни провести фиксационную фотосъемку.

Зрительный зал Театра Гонзаги. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Зрительный зал Театра Гонзаги.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

Музей уже много лет стоит на пороге сложного выбора, нуждающегося в сугубом внимании профессионального сообщества. И сегодня, с окончанием реставрации здания театра, отмеченной Премией The Art Newspaper Russia, эта тема звучит особенно остро. Следует ли «Архангельскому» идти по пути европейских театров-музеев, например маркграфского в Байройте или королевского в Дроттнингхольме, сохраняющих и демонстрирующих декорации на сцене, или же вернуться к обсуждению давнего предложения о строительстве особого депозитария, где возможно не только хранение, но и экспонирование огромных полотен задников и кулис? Нужно ли размещать на сцене их полномасштабные копии-реконструкции и приводить их в движение, имитируя эффекты начала XIX века? Может ли Театр Гонзаги быть площадкой для современных исполнителей? И главное — насколько вообще оправданно внедрение современного оборудования в организм исторического памятника? Ведь крутить валы вручную и держать целый штат рабочих сцены для операций, легко обеспечиваемых сегодня нажатием кнопки пульта светового и сценического оборудования, едва ли возможно даже для фестивалей, ориентированных на исторически информированных постановщиков. А потому необходимо помнить, что любое использование исторического театра по его прямому назначению всегда неизбежно входит в противоречие с его сохранением как исторического памятника.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+