Как говорится в заявлении представлявшей ее галереи Victoria Miro, художница умерла после непродолжительной болезни дома, в Северном Лондоне, в окружении семьи. «Мы искренне сопереживаем вместе с ее детьми, Ником, Касом и Викторией Уиллинг, а также внуками и правнуками».
Мария Паула Фигейруа Регу родилась 26 января 1935 года в католической семье в португальском Лиссабоне. У родителей она была единственным ребенком. Отец Паулы был инженером и антифашистом, мать — художницей. Хотя Регу начала рисовать в возрасте четырех лет, позже она рассказывала, что мама никогда не поощряла это ее занятие.
В детстве родители жили между Фринтон-он-Си в Эссексе и Лиссабоном, иногда оставляя дочку на попечение бабушки, двоюродной бабушки с биполярным расстройством, а также множества горничных, а позже гувернантки донны Виолетты, которая, по словам Регу, запугивала ее. Бабушка же часто рассказывала сказки, впоследствии ставшие ключевым компонентом творчества художницы.
В 16 лет Паулу отправили учиться в Кент, после чего она поступила в Школу изящных искусств Феликса Слейда и окончила ее в 1956 году. В том же году она присоединилась к одному из радикальных объединений британских художников, к которому принадлежали Дэвид Хокни, Фрэнк Боулинг и Фрэнк Ауэрбах.
За признание ей пришлось побороться: до 1987 года у нее не было ни одной крупной выставки в Великобритании. В книге «Паула Регу: забытые», опубликованной в марте этого года, художница Трейси Эмин спрашивает, чувствовала ли когда-нибудь Регу себя недооцененной. «Я чувствовала себя расстроенной и разбитой, — отвечает та. — Каждый раз, когда я продавала картину, я испытывала огромное облегчение».
В произведениях Паулы Регу часто можно увидеть отсылки к ее одинокому детству в Лиссабоне, опыту молодой матери в Лондоне и бурной современной истории Португалии. Также в ее картинах нередко звучит тема португальской диктатуры Салазара, против которой на протяжении всей своей жизни выступал ее отец. Тем не менее о Регу говорят как о художнице, относящейся к направлению «магический реализм». В ее картинах переплетаются португальская мифология, сцены из популярной португальской литературы, сказки, исторические реконструкции и католическое мировоззрение. При этом художница усложняла и кодировала свои работы, выходящие за рамки чисто фигуративных и автобиографических.
В беседе с зимбабвийской художницей Кудзанаи-Вайолет Хвами для «Забытых» Регу вспоминала: «Я всегда была очень застенчивой. Было много вещей, о которых я бы не стала говорить в реальной жизни, но в своих картинах я могла делать все что угодно. Это такое облегчение! Во всяком случае никто не пришел меня арестовать».
Регу редко писала автопортреты и большую часть своей карьеры работала маслом. Но в более позднем возрасте обратилась к пастели, все чаще работая в духе британских художников, таких как Фрэнсис Бэкон. После падения в 2017 году она создала серию монументальных пастельных рисунков собственного израненного лица, откровенно и беспощадно показывающих ее стареющее, слабеющее тело. Рисунки были выставлены в галерее Victoria Miro в том же году и вызвали одобрение критиков.
На Венецианской биеннале нынешнего года Victoria Miro включила в экспозицию под названием «Тайны веры» (до 18 июня) «Снятие с Креста» (2002) Паулы Регу, которое много лет висело над кроватью художницы. Отсылая к христианскому искусству, рассказывающему о жизни Девы Марии, картина изображает саму Регу в образе молодой женщины, держащей наверху изможденное тело своего покойного мужа, художника Виктора Уиллинга. Он умер от рассеянного склероза в 1988 году в возрасте 60 лет.
Зал, полностью посвященный искусству Регу, также стал центральным элементом основного проекта Венецианской биеннале под названием «Молоко сновидений» (до 27 ноября) под кураторством Чечилии Алемани.
В 2010 году Регу была удостоена почетного звания и ордена дамы-командора Британской империи. В 2004-м ее наградили престижным Большим крестом ордена Сантьягу, вручаемого президентом Португалии.
В интервью The Art Newspaper в 2019 году Регу рассказала, для чего, по ее мнению, нужно искусство. «Люди всегда чувствовали потребность творить и оставлять свой след, они делали это даже на стенах пещер. Великое искусство раскрывает кое-что о нас. Это лучшее, что мы можем сделать».