18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Художница Паула Регу умерла в возрасте 87 лет

Художница Паула Регу в своей студии. 2021. Фото: Nick Willing
Художница Паула Регу в своей студии. 2021.
Фото: Nick Willing

Британско-португальская художница, известная монументальными работами, была одной из участниц арт-группы The London Group. В 2021-м ретроспектива Регу прошла в Тейт Бритен, а в этом году она — одна из ключевых фигур на Венецианской биеннале

Как говорится в заявлении представлявшей ее галереи Victoria Miro, художница умерла после непродолжительной болезни дома, в Северном Лондоне, в окружении семьи. «Мы искренне сопереживаем вместе с ее детьми, Ником, Касом и Викторией Уиллинг, а также внуками и правнуками».

Мария Паула Фигейруа Регу родилась 26 января 1935 года в католической семье в португальском Лиссабоне. У родителей она была единственным ребенком. Отец Паулы был инженером и антифашистом, мать — художницей. Хотя Регу начала рисовать в возрасте четырех лет, позже она рассказывала, что мама никогда не поощряла это ее занятие.

В детстве родители жили между Фринтон-он-Си в Эссексе и Лиссабоном, иногда оставляя дочку на попечение бабушки, двоюродной бабушки с биполярным расстройством, а также множества горничных, а позже гувернантки донны Виолетты, которая, по словам Регу, запугивала ее. Бабушка же часто рассказывала сказки, впоследствии ставшие ключевым компонентом творчества художницы.

В 16 лет Паулу отправили учиться в Кент, после чего она поступила в Школу изящных искусств Феликса Слейда и окончила ее в 1956 году. В том же году она присоединилась к одному из радикальных объединений британских художников, к которому принадлежали Дэвид Хокни, Фрэнк Боулинг и Фрэнк Ауэрбах.

Паула Регу. The Artist in Her Studio. 1993. Фрагмент. Фото: © Paula Rego. Leeds Art Gallery/Bridgeman Images
Паула Регу. The Artist in Her Studio. 1993. Фрагмент.
Фото: © Paula Rego. Leeds Art Gallery/Bridgeman Images

За признание ей пришлось побороться: до 1987 года у нее не было ни одной крупной выставки в Великобритании. В книге «Паула Регу: забытые», опубликованной в марте этого года, художница Трейси Эмин спрашивает, чувствовала ли когда-нибудь Регу себя недооцененной. «Я чувствовала себя расстроенной и разбитой, — отвечает та. — Каждый раз, когда я продавала картину, я испытывала огромное облегчение».

В произведениях Паулы Регу часто можно увидеть отсылки к ее одинокому детству в Лиссабоне, опыту молодой матери в Лондоне и бурной современной истории Португалии. Также в ее картинах нередко звучит тема португальской диктатуры Салазара, против которой на протяжении всей своей жизни выступал ее отец. Тем не менее о Регу говорят как о художнице, относящейся к направлению «магический реализм». В ее картинах переплетаются португальская мифология, сцены из популярной португальской литературы, сказки, исторические реконструкции и католическое мировоззрение. При этом художница усложняла и кодировала свои работы, выходящие за рамки чисто фигуративных и автобиографических.

В беседе с зимбабвийской художницей Кудзанаи-Вайолет Хвами для «Забытых» Регу вспоминала: «Я всегда была очень застенчивой. Было много вещей, о которых я бы не стала говорить в реальной жизни, но в своих картинах я могла делать все что угодно. Это такое облегчение! Во всяком случае никто не пришел меня арестовать».

Регу редко писала автопортреты и большую часть своей карьеры работала маслом. Но в более позднем возрасте обратилась к пастели, все чаще работая в духе британских художников, таких как Фрэнсис Бэкон. После падения в 2017 году она создала серию монументальных пастельных рисунков собственного израненного лица, откровенно и беспощадно показывающих ее стареющее, слабеющее тело. Рисунки были выставлены в галерее Victoria Miro в том же году и вызвали одобрение критиков.

Портрет дочери Паулы Регу — Виктории Уиллинг. Пастель. 1995. Фрагмент. Фото: © Paula Rego
Портрет дочери Паулы Регу — Виктории Уиллинг. Пастель. 1995. Фрагмент.
Фото: © Paula Rego

На Венецианской биеннале нынешнего года Victoria Miro включила в экспозицию под названием «Тайны веры» (до 18 июня) «Снятие с Креста» (2002) Паулы Регу, которое много лет висело над кроватью художницы. Отсылая к христианскому искусству, рассказывающему о жизни Девы Марии, картина изображает саму Регу в образе молодой женщины, держащей наверху изможденное тело своего покойного мужа, художника Виктора Уиллинга. Он умер от рассеянного склероза в 1988 году в возрасте 60 лет.

Зал, полностью посвященный искусству Регу, также стал центральным элементом основного проекта Венецианской биеннале под названием «Молоко сновидений» (до 27 ноября) под кураторством Чечилии Алемани.

В 2010 году Регу была удостоена почетного звания и ордена дамы-командора Британской империи. В 2004-м ее наградили престижным Большим крестом ордена Сантьягу, вручаемого президентом Португалии.

В интервью The Art Newspaper в 2019 году Регу рассказала, для чего, по ее мнению, нужно искусство. «Люди всегда чувствовали потребность творить и оставлять свой след, они делали это даже на стенах пещер. Великое искусство раскрывает кое-что о нас. Это лучшее, что мы можем сделать».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+