18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скоростная магистраль «Поезд майя» вызвала протесты

Проект «Поезд майя» должен привлечь еще больше туристов к пирамиде Кукулькана в Чичен-Ице. Фото: Moises Vazquez
Проект «Поезд майя» должен привлечь еще больше туристов к пирамиде Кукулькана в Чичен-Ице.
Фото: Moises Vazquez
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Мексиканское правительство обвиняют в игнорировании археологической ценности Юкатана из-за строительства 1500-километровой высокоскоростной железной дороги, которая проходит вблизи почти неисследованных святилищ майя

Споры вокруг проекта «Поезд майя» с бюджетом $9,8 млрд, в рамках которого ведется строительство высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей ключевые туристические достопримечательности на юго-востоке полуострова Юкатан, достигли апогея. Археологи и экоактивисты протестуют против затеянного властями проекта. Протянувшаяся на 1,5 тыс. км вокруг полуострова линия включает около 20 станций; маршрут соединит руины города майя Паленке в штате Чьяпас с курортным Канкуном на Карибском побережье. Этот проект был одним из главных предвыборных обещаний президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Теперь политика обвиняют в том, что он поторопился, объявив, что завершит новую железную дорогу к концу своего срока в 2024 году.

Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана, создав около миллиона рабочих мест и сделав отдаленные древние достопримечательности доступнее для туристов. Однако противники проекта говорят, что правительство утаивает катастрофические риски, которые он представляет для экологии и археологического наследия региона. Против новой железной дороги начали протестовать сразу, еще со старта строительства в 2018 году; в последнее время пикеты сосредоточились на пятой очереди проекта, недалеко от курорта Плая-дель-Кармен. Активисты утверждают, что прокладка железнодорожной линии через тропический лес, о чем Обрадор заявил в январе, нанесет огромный ущерб окружающей среде и древним памятникам майя.

Между Плая-дель-Кармен и Канкуном уже обрушилось несколько сенотов — карстовых воронок с озерами с пресной водой, образовавшихся за миллионы лет в пористых породах Юкатана. Это значит, что из-за новой железнодорожной линии разрушится еще больше уникальных пещер. Сеноты почитались древними майя, по­этому в их окрестностях часто находят алтари и святилища. В регионе насчитывается более 40 уникальных подземных сенотов-храмов.

«Проблема в том, что этот район до сих пор почти не исследован, и мы не знаем, какие тайны он хранит», — говорит Мигель Коваррубиас, независимый археолог, специализирующийся на Юкатане. «Мексиканское правительство, называя нас псевдо­экологами и псевдоархеологами, направило туда военных, чтобы убедиться, что все идет по плану. Обрадор даже обвинил нас в том, что нам заплатили за протесты», — рассказывает он.

Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана. Фото: Aidia Studio
Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана.
Фото: Aidia Studio

Власти обратились в федеральное бюро по охране наследия — Национальный институт антропологии и истории (INAH) — для проведения инженерных изысканий и раскопок вдоль маршрута «Поезда майя». INAH отчитался о находках, среди которых более 3 тыс. построек доиспанского периода, свыше 80 мест захоронений и тысячи предметов, например хорошо сохранившееся каноэ майя, возраст которого превышает тысячу лет. Оно было обнаружено в сеноте недалеко от Чичен-Ицы. Опросив местных жителей, активисты утверждают, что о множестве археологических находок власти умалчивают, а на участках орудуют «черные копатели». «Инженерные изыскания, которые должны быть сделаны до начала строительства, проводятся в спешке и не так, как требуется для участков, представляющих археологическую ценность, — утверждает Коваррубиас. — У INAH нет возможности все контролировать: это маленький институт с небольшим бюджетом и очень ограниченным числом археологов, причем некоторых из них, возможно, подкупили частные компании».

В марте активисты из Гринписа привязали себя к бульдозерам в ходе мирного протеста, который привлек внимание национальных СМИ и федеральной полиции. «После этого президент Мексики дважды упомянул Гринпис на пресс-конференциях, заявив, что целью протеста было заклеймить его администрацию», — говорит Густаво Ампугнани, директор мексиканского филиала организации.

Он отмечает, что первоначально пятую очередь железнодорожной линии планировалось построить параллельно шоссе, но после возражений от курортов маршрут изменили. «Там уже подготовили почву, а когда переносишь трассу еще на 3–5 км в глубь леса, надо снова решать проблемы. До сих пор не провели экологическую экспертизу, чтобы показать масштабы воздействия на экосистему», — объясняет Ампугнани.

В конце апреля окружной суд, удовлетворив иск, поданный группой экологов и спелеологов, постановил приостановить строительство, так как на площадке не были проведены необходимые изыскания. Вопрос о том, будет ли строительство заморожено навсегда, пока остается нерешенным. «Власти просто прут вперед, — добавляет Ампугнани. — Некоторые общины майя получили огромную компенсацию за молчание. Так что они с радостью продвигают проект „Поезд майя“».

Проект финансируется за счет туристического налога, введенного на территории Юкатана, и федеральных средств, перенаправленных из других программ, а также путем колоссального увеличения бюджета Департамента туризма — на 650% в 2021 году, из которых 95% было выделено на железнодорожную линию. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+