Споры вокруг проекта «Поезд майя» с бюджетом $9,8 млрд, в рамках которого ведется строительство высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей ключевые туристические достопримечательности на юго-востоке полуострова Юкатан, достигли апогея. Археологи и экоактивисты протестуют против затеянного властями проекта. Протянувшаяся на 1,5 тыс. км вокруг полуострова линия включает около 20 станций; маршрут соединит руины города майя Паленке в штате Чьяпас с курортным Канкуном на Карибском побережье. Этот проект был одним из главных предвыборных обещаний президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Теперь политика обвиняют в том, что он поторопился, объявив, что завершит новую железную дорогу к концу своего срока в 2024 году.
Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана, создав около миллиона рабочих мест и сделав отдаленные древние достопримечательности доступнее для туристов. Однако противники проекта говорят, что правительство утаивает катастрофические риски, которые он представляет для экологии и археологического наследия региона. Против новой железной дороги начали протестовать сразу, еще со старта строительства в 2018 году; в последнее время пикеты сосредоточились на пятой очереди проекта, недалеко от курорта Плая-дель-Кармен. Активисты утверждают, что прокладка железнодорожной линии через тропический лес, о чем Обрадор заявил в январе, нанесет огромный ущерб окружающей среде и древним памятникам майя.
Между Плая-дель-Кармен и Канкуном уже обрушилось несколько сенотов — карстовых воронок с озерами с пресной водой, образовавшихся за миллионы лет в пористых породах Юкатана. Это значит, что из-за новой железнодорожной линии разрушится еще больше уникальных пещер. Сеноты почитались древними майя, поэтому в их окрестностях часто находят алтари и святилища. В регионе насчитывается более 40 уникальных подземных сенотов-храмов.
«Проблема в том, что этот район до сих пор почти не исследован, и мы не знаем, какие тайны он хранит», — говорит Мигель Коваррубиас, независимый археолог, специализирующийся на Юкатане. «Мексиканское правительство, называя нас псевдоэкологами и псевдоархеологами, направило туда военных, чтобы убедиться, что все идет по плану. Обрадор даже обвинил нас в том, что нам заплатили за протесты», — рассказывает он.
Власти обратились в федеральное бюро по охране наследия — Национальный институт антропологии и истории (INAH) — для проведения инженерных изысканий и раскопок вдоль маршрута «Поезда майя». INAH отчитался о находках, среди которых более 3 тыс. построек доиспанского периода, свыше 80 мест захоронений и тысячи предметов, например хорошо сохранившееся каноэ майя, возраст которого превышает тысячу лет. Оно было обнаружено в сеноте недалеко от Чичен-Ицы. Опросив местных жителей, активисты утверждают, что о множестве археологических находок власти умалчивают, а на участках орудуют «черные копатели». «Инженерные изыскания, которые должны быть сделаны до начала строительства, проводятся в спешке и не так, как требуется для участков, представляющих археологическую ценность, — утверждает Коваррубиас. — У INAH нет возможности все контролировать: это маленький институт с небольшим бюджетом и очень ограниченным числом археологов, причем некоторых из них, возможно, подкупили частные компании».
В марте активисты из Гринписа привязали себя к бульдозерам в ходе мирного протеста, который привлек внимание национальных СМИ и федеральной полиции. «После этого президент Мексики дважды упомянул Гринпис на пресс-конференциях, заявив, что целью протеста было заклеймить его администрацию», — говорит Густаво Ампугнани, директор мексиканского филиала организации.
Он отмечает, что первоначально пятую очередь железнодорожной линии планировалось построить параллельно шоссе, но после возражений от курортов маршрут изменили. «Там уже подготовили почву, а когда переносишь трассу еще на 3–5 км в глубь леса, надо снова решать проблемы. До сих пор не провели экологическую экспертизу, чтобы показать масштабы воздействия на экосистему», — объясняет Ампугнани.
В конце апреля окружной суд, удовлетворив иск, поданный группой экологов и спелеологов, постановил приостановить строительство, так как на площадке не были проведены необходимые изыскания. Вопрос о том, будет ли строительство заморожено навсегда, пока остается нерешенным. «Власти просто прут вперед, — добавляет Ампугнани. — Некоторые общины майя получили огромную компенсацию за молчание. Так что они с радостью продвигают проект „Поезд майя“».
Проект финансируется за счет туристического налога, введенного на территории Юкатана, и федеральных средств, перенаправленных из других программ, а также путем колоссального увеличения бюджета Департамента туризма — на 650% в 2021 году, из которых 95% было выделено на железнодорожную линию.