Более десяти лет Фрида Кало переписывалась с Лео Элоессером, торакальным хирургом, ставшим ее верным наперсником до самой смерти художницы в 1954 году. В одних письмах она позволяет себе пооткровенничать, в других просит у доктора прощения за задержку с ответом или отправкой картины, спрашивает совета по поводу своих симпатий социалистической революции или требует радикальных мер в лечении.
Эта переписка — душераздирающий портрет женщины со сложным характером, чей образ предельно упростили и коммерциализировали.
Невообразимые мучения, которые часто остаются за кадром, фрагменты жизни, восстановленные по письмам и документам, подтверждают тот факт, что Фрида Кало была одной из самых значительных фигур в культуре ХХ века.
Выставка «Кало без границ» (до 7 августа) в Музее Брод при Мичиганском государственном университете (MSU Broad) в Ист-Лансинге посвящена мелочам, из которых складывалась повседневная жизнь художницы: записки с просьбой одолжить денег, извинения за очередную выходку ее мужа Диего Риверы, переживания из-за ухудшающегося здоровья или жалобы на постоянные боли. Тут же 15 клинических историй болезни, 90 заключенных в рамки писем, которые Фрида отправляла в течение десятилетий своим врачам, друзьям и родным, а также несколько оригинальных рисунков — выставка посвящена тем, кто помог Кало добиться славы.
Выставка, организованная директором MSU Broad Моникой Рамирес-Монтагут, стала возможной благодаря внучатой племяннице художницы, Кристине Кало. Она потратила более четырех лет на то, чтобы получить медицинские карты из архивов больницы «Америкен Бритиш Каудрей» в Мехико. «В этих картах сохранилось подробное описание того, что она ела и пила по утрам, кардиограммы ее операций и послеоперационные записи», — говорит директор музея.
Поскольку Кристине Кало не позволили забрать из больницы оригиналы, большинство документов сфотографировано и представлено в световых витринах. Это выглядит аскетично и сурово и резко контрастирует с той экзотикой, которой обычно окружен образ Фриды Кало. Рамирес-Монтагут и внучатая племянница художницы решили показать ее жизнь такой, какой она была на самом деле — зачастую серое, будничное перемещение между больницей и домом, разбавленное яркостью ее картин и политических убеждений, а также постоянная нехватка денег, вынуждавшая Фриду оплачивать долги своими работами.
Медицинские карты задают визуальный стиль выставки, но сердце экспозиции — это письма.
От записок доктору Элоессеру до посланий бывшему возлюбленному Николасу Мурею, сестрам и друзьям — из них видно, как Кало, чтобы выжить, торговалась с близкими и с самой собой. Так, в письме к Мурею в 1939 году, после развода с Диего Риверой (они снова поженились в 1940-м), она обещает, что «никогда больше не примет денег от мужчины» — лучше она будет продавать картины или закладывать их ради небольших кредитов. В письмах к Элоессеру и голливудской звезде Долорес дель Рио она договаривается о стипендии, обсуждает новости о выставках и премиях.
«Лишь малая часть ее жизни была напоказ, напоминая спектакль, в основном же ее существование было таким, как представлено на выставке, — говорит Рамирес-Монтагут. — Она предлагала свои услуги, рисовала картины для врачей, брала в долг, просила отправить ей в больницу какие-то вещи. Это намного больше, чем то, что мы видим сегодня на ее портретах».
Собранные на выставке документы служат свидетельством тех страданий, которые Фриде пришлось вынести после автобусной аварии 1925 года, в которой она едва не погибла. На двух снимках, сделанных с разницей в 20 лет и выставленных рядом, Кало запечатлена в постели, где работает, превозмогая боль. По словам Рамирес-Монтагут, то, что настолько огромную часть жизни художница провела лежа, в отчаянной борьбе с болью, напрямую говорит об идее выставки.
«Мне кажется, очень важно бросить вызов установкам эйблизма (дискриминация людей с инвалидностью. — TANR) и тенденции изображать Фриду в образе идеального киногероя, — говорит куратор. — Она получала мощнейшую поддержку от других людей, и всем нам важно узнать о ее окружении. Очень многое на выставке рассказывает о том, как, например, переживали врачи Фриды от того, что она страдала и не имела средств на лечение».
Главная идея выставки состоит в том, что славы, которой овеяна фигура Фриды, редко добиваются в одиночку. «Невозможно покорить такие вершины без поддержки», — считает Моника Рамирес-Монтагут.