18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны

Выставка «Кало без границ» в Музее Брод, основой которой стали архивные документы, фотографии и письма. Мичиганский государственный университет. Фото: Eat Pomegranate Photography
Выставка «Кало без границ» в Музее Брод, основой которой стали архивные документы, фотографии и письма. Мичиганский государственный университет.
Фото: Eat Pomegranate Photography
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать

Более десяти лет Фрида Кало переписывалась с Лео Элоессером, торакальным хирургом, ставшим ее верным наперсником до самой смерти художницы в 1954 году. В одних письмах она позволяет себе пооткровенничать, в других просит у доктора прощения за задержку с ответом или отправкой картины, спрашивает совета по поводу своих симпатий социалистической революции или требует радикальных мер в лечении.

Эта переписка — душераздирающий портрет женщины со сложным характером, чей образ предельно упростили и коммерциализировали.

Невообразимые мучения, которые часто остаются за кадром, фрагменты жизни, восстановленные по письмам и документам, подтверждают тот факт, что Фрида Кало была одной из самых значительных фигур в культуре ХХ века.

Выставка «Кало без границ» (до 7 августа) в Музее Брод при Мичиганском государственном университете (MSU Broad) в Ист-Лансинге посвящена мелочам, из которых складывалась повсе­дневная жизнь художницы: записки с просьбой одолжить денег, извинения за очередную выходку ее мужа Диего Риверы, переживания из-за ухудшающегося здоровья или жалобы на постоянные боли. Тут же 15 клинических историй болезни, 90 заключенных в рамки писем, которые Фрида отправляла в течение десятилетий своим врачам, друзьям и родным, а также несколько оригинальных рисунков — выставка посвящена тем, кто помог Кало добиться славы.

Фрагмент экспозиции «Кало без границ» в Музее Брод при Мичиганском государственном университете. Фото: Eat Pomegranate Photography
Фрагмент экспозиции «Кало без границ» в Музее Брод при Мичиганском государственном университете.
Фото: Eat Pomegranate Photography

Выставка, организованная директором MSU Broad Моникой Рамирес-Монтагут, стала возможной благодаря внучатой племяннице художницы, Кристине Кало. Она потратила более четырех лет на то, чтобы получить медицинские карты из архивов больницы «Америкен Бритиш Каудрей» в Мехико. «В этих картах сохранилось подробное описание того, что она ела и пила по утрам, кардиограммы ее операций и послеоперационные записи», — говорит директор музея.

Поскольку Кристине Кало не позволили забрать из больницы оригиналы, большинство документов сфотографировано и представлено в световых витринах. Это выглядит аскетично и сурово и резко контрастирует с той экзотикой, которой обычно окружен образ Фриды Кало. Рамирес-Монтагут и внучатая племянница художницы решили показать ее жизнь такой, какой она была на самом деле — зачастую серое, будничное перемещение между больницей и домом, разбавленное яркостью ее картин и политических убеждений, а также постоянная нехватка денег, вынуждавшая Фриду оплачивать долги своими работами.

Медицинские карты задают визуальный стиль выставки, но сердце экспозиции — это письма.

От записок доктору Элоессеру до посланий бывшему возлюб­ленному Николасу Мурею, сестрам и друзьям — из них видно, как Кало, чтобы выжить, торговалась с близкими и с самой собой. Так, в письме к Мурею в 1939 году, после развода с Диего Риверой (они снова поженились в 1940-м), она обещает, что «никогда больше не примет денег от мужчины» — лучше она будет продавать картины или закладывать их ради небольших кредитов. В письмах к Элоессеру и голливудской звезде Долорес дель Рио она договаривается о стипендии, обсуждает новости о выставках и премиях.

«Лишь малая часть ее жизни была напоказ, напоминая спектакль, в основном же ее существование было таким, как представлено на выставке, — говорит Рамирес-Монтагут. — Она предлагала свои услуги, рисовала картины для врачей, брала в долг, просила отправить ей в больницу какие-то вещи. Это намного больше, чем то, что мы видим сегодня на ее портретах».

Собранные на выставке документы служат свидетельством тех страданий, которые Фриде пришлось вынести после автобусной аварии 1925 года, в которой она едва не погибла. На двух снимках, сделанных с разницей в 20 лет и выставленных рядом, Кало запечатлена в постели, где работает, превозмогая боль. По словам Рамирес-Монтагут, то, что настолько огромную часть жизни художница провела лежа, в отчаянной борьбе с болью, напрямую говорит об идее выставки.

На выставке можно увидеть материалы, документы, касающиеся последней госпитализации Кало. Фото: Eat Pomegranate Photography
На выставке можно увидеть материалы, документы, касающиеся последней госпитализации Кало.
Фото: Eat Pomegranate Photography

«Мне кажется, очень важно бросить вызов установкам эйблизма (дискриминация людей с инвалидностью. — TANR) и тенденции изображать Фриду в образе идеального киногероя, — говорит куратор. — Она получала мощнейшую поддержку от других людей, и всем нам важно узнать о ее окружении. Очень многое на выставке рассказывает о том, как, например, переживали врачи Фриды от того, что она страдала и не имела средств на лечение».

Главная идея выставки состоит в том, что славы, которой овеяна фигура Фриды, редко добиваются в одиночку. «Невозможно покорить такие вершины без поддержки», — считает Моника Рамирес-Монтагут. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+