Главный куратор Кадер Аттиа на пресс-показе 12-й Берлинской биеннале (до 18 сентября) рассказал, что в ходе работы над проектом задался вопросом: не пытаясь претендовать на то, что художественная выставка может изменить мир, что в реальности в наших силах сделать, чтобы хоть немного переориентировать мировосприятие?
Свой ответ на этот вопрос франко-алжирский художник дал в самой политизированной за всю историю Берлинской биеннале экспозиции. Ее видение лучше всего описывают слова писателя Джеймса Болдуина: «Художники существуют для того, чтобы нарушать покой. Иначе — хаос».
Аттиа привлек к работе над выставкой международную кураторскую команду, полностью состоящую из женщин, в которую вошли Ана Тейшейра Пинто, До Тонглинь, Мари Элен Перейра, Ноам Сегал и Раша Салти. Экспозиция Still Present!, представляющая произведения 70 художников и коллективов на шести площадках, не боится задавать неизбежные и зачастую неудобные вопросы. В центре дискуссии — роль капитализма в мировых конфликтах с особым упором на деколонизацию и климатический кризис.
Основанная в 1998 году Берлинская биеннале — главная выставка германской столицы, на уровне страны уступающая только проходящей раз в пять лет Documenta, которая в этом году открылась 18 июня на фоне скандала вокруг обвинений в антисемитизме и антипалестинском расизме, а также вандализма и угроз убийством принимающему в ней участие палестинскому художественному коллективу.
В этом контексте невозможно обойти стороной вопрос о том, как биеннале удалось совместить тему деколонизации с очевидной, но тщательно замалчиваемой проблемой Палестины. Судя по всему, выход заключается в том, чтобы не избегать ее. К этой острой теме обращается целый ряд участников проекта, в том числе палестино-американский дуэт Басела Аббаса и Руанны Абу-Рам, художница израильского происхождения Дана Леви и коллектив Forensic Architecture во главе с родившимся в Израиле художником Эялем Вайцманом.
Работа Аббаса и Абу-Рам Oh Shining Star Testify представляет собой инсталляцию из трехканального видео и двухканального аудио с записями с камеры видеонаблюдения израильской армии. 19 марта 2014 года 14-летний Юсуф Шавамре пересек разделительную стену, возведенную израильской армией, чтобы собрать акуб — съедобное растение, считающееся деликатесом в палестинской кухне. Как только он оказался по другую сторону стены, израильские военные застрелили его.
Дана Леви исследует в своей работе связи между оккупацией палестинских территорий и загрязнением окружающей среды. Собранные ей документы, фотографии и карты демонстрируют размывание «зеленой черты» — демаркационной линии, отделявшей Израиль от Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима до Шестидневной войны 1967 года.
А произведение Лоуренса Абу Хамдана Air Conditioning представляет собой панорамную цифровую фотографию, для создания которой он собрал данные о проникновениях израильской военной наблюдательной аппаратуры и техники в небо над Ливаном за последние 15 лет. Получившееся в результате изображение выглядит как грозная полоса серо-черных облаков на фоне ярко-синего неба. Каждый сантиметр произведения представляет собой один день, а соответствующий год указан на полу перед работой.
Дубайский художник создал это произведение на стыке data-журналистики, политических исследований и искусства, пропустив данные через программу, которая используется для создания 3D-облаков для видеоигр и кино. «Высота облака зависит от количества самолетов и беспилотников, находившихся в тот или иной день в атмосфере, — объясняет Хамдан, — а плотность облака, его объемность зависит от того, как долго они там находились».
В Институте современного искусства KW экспонируется работа шри-ланкийской художницы Денет Пиумакши Веды Араччиге из аборигенных жителей региона, именуемых обобщенным термином «адиваси». Небольшая скульптура изображает смуглую женщину с обнаженной грудью и с черепом в руках. Она одета в разноцветный саронг с набивным цветочным рисунком и смотрит испуганным взглядом прямо перед собой. На ее груди на немецком написаны слова: «Цвет груди чуть темнее VII» и «Сравнительно чистокровная ведда [коренной народ Шри-Ланки]». Араччиге, напечатавшая для скульптуры 3D-копию самой себя, рассказывает, что при помощи этой терминологии ученые категоризировали, объективировали и оценивали темнокожие тела. В эпоху, когда в западных странах статуи и памятники сбрасывают с постаментов и подвергают сомнению их легитимность, Self-Portrait as Restitution бросает вызов глубоко укоренившимся доминирующим нарративам вокруг идентичности.
В центре собственного искусства Аттиа находится концепция восстановления. «Меня часто спрашивают, что придет на смену деколониальной мысли. Если честно, меня куда меньше беспокоит, что будет потом, чем тот факт, что это вовсе не законченный разговор, который идет здесь и сейчас», — говорит он.
Точно так же Берлинской биеннале удается заставить нас задуматься о том, что не так с миром и почему художники, как говорилось выше, могут и должны нарушать покой.