18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Геральдические символы держатся своего биржевого курса

Главный фасад здания петербургской Биржи. Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
Главный фасад здания петербургской Биржи.
Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Государственный Эрмитаж создает в здании Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге музей геральдики. Из-за сложностей при реставрации он не откроется в 2022 году, как планировалось, но уже сейчас известны очертания будущей экспозиции

Герольдмейстерская контора открылась в России 300 лет назад по указу Петра I. А в 1992 году была создана Российская геральдическая служба, которую через два года передали в ведение Администрации президента РФ. Впоследствии служба была преобразована в Геральдический совет при президенте РФ. И когда десять лет назад на уровне правительства Санкт-Петербурга зашла речь о возможной передаче здания Биржи Государственному Эрмитажу, его генеральный директор Михаил Пиотровский незамедлительно внес предложение создать там музей геральдики.

Как рассказал нашему изданию Георгий Вилинбахов, государственный герольд­мейстер страны, заместитель директора Эрмитажа, аналогов будущему музею в мире нет. «Мы расскажем о геральдике как о языке знаков, который существует с начала истории человечества у всех народов и государств в мире, — обещает Вилинбахов. — Мы представим всю историю геральдики: государственной, родовой, геральдики европейской, других историко-культурных регионов. В музее будет отдельная большая экспозиция наград — и отечественных, и зарубежных».

Процесс реставрации Биржи. Фото: Государственный Эрмитаж
Процесс реставрации Биржи.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в последние годы не раз устраивал у себя выставки, связанные с геральдикой — на фарфоре, в ювелирных изделиях, книгах, костюмах и наградах. Поэтому в специальную рабочую группу по формированию экспозиции будущего музея вошли представители всех отделов и подразделений Эрмитажа. В общем и целом экспозиционный план сложился уже сейчас; известно, что именно и в каких конкретно залах нового пространства будет представлено. Тем не менее участники группы продолжают обсуждение отдельных деталей. В частности, есть идея организовывать совместные показы с другими институциями, а также предоставлять залы в помещении Биржи дружественным музеям, чтобы те могли демонстрировать собственные экспонаты.

Процесс реставрации одной из скульптур с фронтона. Фото: Государственный Эрмитаж
Процесс реставрации одной из скульптур с фронтона.
Фото: Государственный Эрмитаж

Реставрация Биржи началась в 2014 году и пока еще полностью не завершена, но представление о том, как будет выглядеть музей, уже есть. Основная экспозиция, в которую войдут самые разнообразные предметы с изображением геральдических знаков, расположится в анфиладе залов по периметру здания. Здесь будут представлены экспонаты начиная с археологических находок древности, античных предметов. Посетители увидят изделия из фарфора, стекла, серебра, а также костюмы, мебель, флаги, шпалеры, кареты с геральдическими знаками, портреты известных людей, награжденных орденами и медалями, то есть разнообразные предметы, которые могут рассказать, что такое геральдика.

Центральный зал было решено оставить таким, каким он был задуман архитектором.

«Мы решили, что не будем использовать его для витрин, не будем устанавливать там никаких перегородок, — поясняет Георгий Вилинбахов. — На стенах представим батальные полотна из коллекции Эрмитажа, а также копии исторических флагов, знамен и штандартов (подлинные ткани не могут выставляться в постоянной экспозиции)». Центральный зал может быть использован для проведения различных торжественных церемоний, городских или общегосударственных: для празднования Дня города, Дня России, Дня флага, вручения государственных наград. 


История петербургской Биржи

Фрагмент скульптурной группы «Нептун с двумя реками», установленной на фронтоне. Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
Фрагмент скульптурной группы «Нептун с двумя реками», установленной на фронтоне.
Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори

Здание Биржи и прилегающая к нему территория стрелки Васильевского острова — один из самых величественных и завершенных классицистических ансамблей в Санкт-Петербурге. Строительство торговой биржи в этом месте затеял еще Петр I в 1721 году. Государь, только что провозглашенный императором, хотел создать здесь административный и торговый центр Петербурга, приравняв его в статусе к богатым европейским городам. Но торговый порт на стрелку был переведен лишь в царствование Анны Иоанновны. Уже при Екатерине II устройством этой территории занялся Джакомо Кваренги — именно ему принадлежит окончательная планировка подковообразной площади. По его проектам здесь был возведен ряд строений. Началось и строительство здания Биржи, но в 1787 году работы приостановили. Впоследствии замысел Кваренги был признан не­удачным, неоконченное строение разобрали на кирпичи, а новый проект заказали французскому архитектору Тома де Томону. Он предложил решение, которое приводило бы весь ансамбль в соответствие с канонами классицизма. Правда, завершение и этого варианта пришлось на время отложить из-за войны с Наполеоном. Здание Биржи открыли в 1816 году, а окончательный вид архитектурному ансамблю площади придал Иван (Джованни) Лукини в 1832 году. Свою главную функцию Биржа исполняла почти до конца XIX века. В 1885 году торговый порт перевели с Васильевского острова, поскольку корабли того времени уже не могли пройти в центр города по Неве, и с тех пор зданию долго не находилось достойного применения. После 1917 года оно переходило из рук в руки, и только в 1939-м его передали Центральному военно-морскому музею (ЦВММ), который просуществовал на Васильевском острове почти 70 лет. В 2007 году появился план по переводу музея в другое место, переезд затянулся до 2011-го. Одно время здание стояло заброшенным, постепенно разрушаясь. Лишь в самом конце 2013 года было принято решение передать его Государственному Эрмитажу под музей геральдики.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+