18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Геральдические символы держатся своего биржевого курса

Главный фасад здания петербургской Биржи. Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
Главный фасад здания петербургской Биржи.
Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Государственный Эрмитаж создает в здании Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге музей геральдики. Из-за сложностей при реставрации он не откроется в 2022 году, как планировалось, но уже сейчас известны очертания будущей экспозиции

Герольдмейстерская контора открылась в России 300 лет назад по указу Петра I. А в 1992 году была создана Российская геральдическая служба, которую через два года передали в ведение Администрации президента РФ. Впоследствии служба была преобразована в Геральдический совет при президенте РФ. И когда десять лет назад на уровне правительства Санкт-Петербурга зашла речь о возможной передаче здания Биржи Государственному Эрмитажу, его генеральный директор Михаил Пиотровский незамедлительно внес предложение создать там музей геральдики.

Как рассказал нашему изданию Георгий Вилинбахов, государственный герольд­мейстер страны, заместитель директора Эрмитажа, аналогов будущему музею в мире нет. «Мы расскажем о геральдике как о языке знаков, который существует с начала истории человечества у всех народов и государств в мире, — обещает Вилинбахов. — Мы представим всю историю геральдики: государственной, родовой, геральдики европейской, других историко-культурных регионов. В музее будет отдельная большая экспозиция наград — и отечественных, и зарубежных».

Процесс реставрации Биржи. Фото: Государственный Эрмитаж
Процесс реставрации Биржи.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в последние годы не раз устраивал у себя выставки, связанные с геральдикой — на фарфоре, в ювелирных изделиях, книгах, костюмах и наградах. Поэтому в специальную рабочую группу по формированию экспозиции будущего музея вошли представители всех отделов и подразделений Эрмитажа. В общем и целом экспозиционный план сложился уже сейчас; известно, что именно и в каких конкретно залах нового пространства будет представлено. Тем не менее участники группы продолжают обсуждение отдельных деталей. В частности, есть идея организовывать совместные показы с другими институциями, а также предоставлять залы в помещении Биржи дружественным музеям, чтобы те могли демонстрировать собственные экспонаты.

Процесс реставрации одной из скульптур с фронтона. Фото: Государственный Эрмитаж
Процесс реставрации одной из скульптур с фронтона.
Фото: Государственный Эрмитаж

Реставрация Биржи началась в 2014 году и пока еще полностью не завершена, но представление о том, как будет выглядеть музей, уже есть. Основная экспозиция, в которую войдут самые разнообразные предметы с изображением геральдических знаков, расположится в анфиладе залов по периметру здания. Здесь будут представлены экспонаты начиная с археологических находок древности, античных предметов. Посетители увидят изделия из фарфора, стекла, серебра, а также костюмы, мебель, флаги, шпалеры, кареты с геральдическими знаками, портреты известных людей, награжденных орденами и медалями, то есть разнообразные предметы, которые могут рассказать, что такое геральдика.

Центральный зал было решено оставить таким, каким он был задуман архитектором.

«Мы решили, что не будем использовать его для витрин, не будем устанавливать там никаких перегородок, — поясняет Георгий Вилинбахов. — На стенах представим батальные полотна из коллекции Эрмитажа, а также копии исторических флагов, знамен и штандартов (подлинные ткани не могут выставляться в постоянной экспозиции)». Центральный зал может быть использован для проведения различных торжественных церемоний, городских или общегосударственных: для празднования Дня города, Дня России, Дня флага, вручения государственных наград. 


История петербургской Биржи

Фрагмент скульптурной группы «Нептун с двумя реками», установленной на фронтоне. Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
Фрагмент скульптурной группы «Нептун с двумя реками», установленной на фронтоне.
Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори

Здание Биржи и прилегающая к нему территория стрелки Васильевского острова — один из самых величественных и завершенных классицистических ансамблей в Санкт-Петербурге. Строительство торговой биржи в этом месте затеял еще Петр I в 1721 году. Государь, только что провозглашенный императором, хотел создать здесь административный и торговый центр Петербурга, приравняв его в статусе к богатым европейским городам. Но торговый порт на стрелку был переведен лишь в царствование Анны Иоанновны. Уже при Екатерине II устройством этой территории занялся Джакомо Кваренги — именно ему принадлежит окончательная планировка подковообразной площади. По его проектам здесь был возведен ряд строений. Началось и строительство здания Биржи, но в 1787 году работы приостановили. Впоследствии замысел Кваренги был признан не­удачным, неоконченное строение разобрали на кирпичи, а новый проект заказали французскому архитектору Тома де Томону. Он предложил решение, которое приводило бы весь ансамбль в соответствие с канонами классицизма. Правда, завершение и этого варианта пришлось на время отложить из-за войны с Наполеоном. Здание Биржи открыли в 1816 году, а окончательный вид архитектурному ансамблю площади придал Иван (Джованни) Лукини в 1832 году. Свою главную функцию Биржа исполняла почти до конца XIX века. В 1885 году торговый порт перевели с Васильевского острова, поскольку корабли того времени уже не могли пройти в центр города по Неве, и с тех пор зданию долго не находилось достойного применения. После 1917 года оно переходило из рук в руки, и только в 1939-м его передали Центральному военно-морскому музею (ЦВММ), который просуществовал на Васильевском острове почти 70 лет. В 2007 году появился план по переводу музея в другое место, переезд затянулся до 2011-го. Одно время здание стояло заброшенным, постепенно разрушаясь. Лишь в самом конце 2013 года было принято решение передать его Государственному Эрмитажу под музей геральдики.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+