Государственная Третьяковская галерея начала основной этап реконструкции одного из своих малых музеев — Музея скульптора Анны Голубкиной в Малом Левшинском переулке. В результате к 2024–2025 годам, согласно концепции развития музея, здесь появится Центр скульптуры с постоянной экспозицией, пространством для временных выставок и кафе во французском стиле с выходом в исторический сад, где будут проводить разнообразные занятия.
Музей располагается в небольшом особняке второй половины XIX века и пристроенных к нему для сдачи внаем мастерских в Большом Левшинском переулке рядом с Садовым кольцом. Скульптор снимала мастерские в этом здании с 1910 года до своей смерти в 1927 году. В 1932 году по просьбе ее родственников, подаривших экспонаты государству, здесь открылся музей Голубкиной. Таким образом в России появился первый, а в мире четвертый музей, целиком посвященный одному скульптору. Увы, он был закрыт по идеологическим причинам в 1952 году, коллекция была расформирована: скульптуры распределили между Третьяковской галереей и Русским музеем. В 1972 году музей был открыт заново, причем ГТГ вернула ему все экспонаты, а ГРМ — большую часть. С 1986 года музей входит в состав Третьяковской галереи.
За прошедший период, помимо ряда мелких работ, было проведено обследование и историческое исследование здания, благодаря чему накопилось некоторое количество небольших, но приятных открытий, связанных с его архитектурой.
Заместитель гендиректора ГТГ по развитию новых музейных пространств Татьяна Гафар рассказала, что на ход реконструкции влияет сложная история здания. Основной его корпус был построен в первой половине XIX века, причем обнаружены части, восходящие к 1830-м годам, и даже фрагменты постройки допожарного времени. В начале ХХ столетия владельцы здания, семья Сабашниковых, пристроили флигель с целью сдачи внаем. На втором этаже были спроектированы две мастерские с большими панорамными окнами и верхним светом — их позже и арендовала Голубкина.
Первый ее музей занимал всего две комнаты — те самые мастерские, где запечатлелся облик художественного ателье с подлинными предметами быта и инструментами скульптора. Ее племянница Вера Николаевна Голубкина продолжала жить в здании и сохранять вещи. После возобновления работы музея в 1972 году он занял весь флигель целиком. Как выяснилось при современном обследовании, изнутри ветхий сруб был заменен кирпичной кладкой стен, хотя наружные фасады со всей отделкой удалось сохранить (именно они являются предметом охраны). Изнутри стены были облицованы белым известняком, уложен паркет. Нетронутыми при той реконструкции остались в первую очередь участки здания с мастерскими — там сохранились и стены, и довольно ветхие деревянные перекрытия.
В 2010-х стало ясно, что музею требуется обновление. Прологом к нему послужила борьба Третьяковской галереи за получение основного дома Сабашниковых, к которому примыкает флигель Голубкиной. В постсоветское время дом заняли учреждения, не имевшие отношения к сфере культуры; последним арендатором был частный банк, переделавший интерьеры в «современном» стиле — в стекле и металле. В 2016 году банк был выселен из основного корпуса, который тоже отошел музею. Таким образом, его площадь увеличилась с 400 до 1 тыс. кв. м. Однако состояние новоприобретенных пространств, да и самого флигеля, было таково, что в 2017 году музей пришлось закрыть и поставить на реставрацию.
Как рассказала Татьяна Гафар, эти работы идут медленно и обстоятельно. Нужно пройти все обследования и согласования, совместить заботу о «предмете охраны» с требованиями современного музея, которому необходимы климат, инженерные коммуникации, противопожарные меры, соблюдение интересов посетителей. «Нам хочется хотя бы частично принимать инклюзивную аудиторию, что всегда очень сложно в старинных домах», — добавляет замдиректора Третьяковки.
Реконструкция началась с бережного вывоза в депозитарий 2 тыс. единиц хранения, в том числе хрупкого гипса. «Некоторые скульптуры пришлось выгружать через окна», — говорит Гафар. По состоянию на лето 2022 года здание освобождено и законсервировано, укреплены фундаменты. Также пройден процесс его изучения и исследования архивов. Дом будет восстановлен именно на тот период, когда в нем жила Голубкина. Для этого имеется достаточно документальных материалов, в том числе недавно обнаруженный архитектурный план 1914 года.
Новые данные принесли и зондажи. Внутренняя лестница оказалась залита бетоном на высоту 30 см на лестничной площадке. После его вскрытия нашлись остатки уникальной линолеумной плитки с мозаичным рисунком. Вероятно, на лестницу уложат ее копию. После ликвидации позднего советского паркета появились подлинные дощатые полы — те самые, по которым ходила Голубкина. Внутри мастерской обнаружились окна, выходившие на торец здания и позднее заложенные, — их восстановят. Предстоит укрепление кровли, перекрытий, конструктивных элементов. Необходимо привести в порядок верхний свет — окна в потолках мастерских; одно из них уменьшится вдвое, до своего исторического размера.
В интерьере будут восстановлены печи и дымоходы, хотя прежним целям они уже не послужат: внутри них разместят инженерные коммуникации. Обои с узором в стиле модерн, украсившие мастерские при возобновлении музея в 1970-е, заменят в соответствии со слоем покрытия стен, относящимся к годам жизни Анны Голубкиной. Свой внешний облик изменит альков: оказалось, что прежде он был графитного черного цвета.
Отдельно Елена Ильина, возглавляющая музей-мастерскую, отметила, что будет воссоздано скромное жилое помещение скульптора с низеньким потолком, которое ее современники называли «кельей». Раньше о нем не было надежных сведений, но теперь по плану 1914 года его положение точно установлено. В фондах сохранилась стоявшая там брутальная кровать. Судя по всему, Голубкина сколачивала ее собственными руками из разных кусков древесины.
«Вход в обновленный музей теперь будет прямо с улицы, а не из внутреннего дворика, — рассказывает архитектор проекта Сергей Гиршевич. — Мы спроектировали новую входную группу, причем она будет аттрактивной среде, с пандусом».
На первом этаже планируется выставить главные произведения Голубкиной. Зал, посвященный биографии скульптора, будет построен не по хронологическому принципу, его сюжетом станет ее ученичество, а названием — «Художник — вечный ученик». Помимо творений Голубкиной, в том числе ее уникальных камей, тут будут выдержки из писем и ее книга о ремесле скульптора. Ядром постоянной экспозиции станут две мастерские. Одна из них предстанет как рабочее пространство с подлинными инструментами, другая будет посвящена исторической выставке Голубкиной 1914 года «В пользу раненых», которая стала первой персональной выставкой какого-либо скульптора в России и первой выставкой в Музее изящных искусств, ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина. Покинув пространство мастерских, мы пройдем мимо «кельи» и попадем в зал, где будет экспозиция о ближнем круге Голубкиной, ее семье, друзьях, Москве и Зарайске. Рядом организуют место для лабораторий, мастер-классов, лекций.
Напротив выставочного пространства нашлось место для кафе, которое оформят в парижском стиле, напоминая о периоде учебы Голубкиной у Огюста Родена. Большой удачей стало то, что при доме сохранился сад. Его восстановление на период жизни Голубкиной — одна из главных идей проекта. Она часто рисовала свой сад, где до сих пор возвышается двухвековая липа: в последние годы сотрудники музея вместе с профессиональными ботаниками занимались атрибуцией 200 листов ее акварельного гербария. Удалось опознать практически все, и именно эти растения планируют к посадке в скором будущем.
Музей-мастерская Анны Голубкиной — один из малых музеев Третьяковской галереи, в мемориальных пространствах которых организуют тематические центры. Так, дом-музей Виктора Васнецова в будущем планируют сделать Центром художественного и декоративного творчества, а в музее-квартире его брата Аполлинария Васнецова — Центр москвоведения. Параллельно идет работа над созданием нового музея истории частного коллекционирования в усадьбе Рябушинских, музеефикация мастерской Ильи Кабакова, осенью наконец должен уйти на согласование проект реставрации дома-мастерской Павла Корина.
Открыть музей планируют на рубеже 2024–2025 годов, но основной проблемой, как говорит Татьяна Гафар, остается финансирование. Несколько лет назад был запущен сайт «Сохрани музей Анны Голубкиной», где можно пожертвовать любую сумму; пока он принес около 300 тыс. руб. Есть партнеры и меценаты, главным из которых является Александр Тынкован, ранее поддержавший создание музея братьев Третьяковых. Как сообщал Forbes, Тынкован внес по 20% бюджета в запуск мастерской, а также в подготовку музея коллекционеров и дома-музея Павла Корина. Остается найти недостающие средства.