18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Единственная в своем роде

Коллекционер Патрик Жетред. Фото: Patek Philippe
Коллекционер Патрик Жетред.
Фото: Patek Philippe
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

В лондонском Музее дизайна стартовало мировое турне впечатляющей частной часовой коллекции, главные звезды которой были созданы мастерами Дома Patek Philippe

Одна из самых крупных частных часовых коллекций, включающая прежде всего ценнейшую подборку Patek Philippe, впервые предстала перед публикой в Музее дизайна в Лондоне. Событие оглушительной громкости, ведь часовые коллекционеры предпочитают секретность и тишину. Достаточно было увидеть гостей торжества, среди которых один только швейцарский десант красноречиво заявлял о значимости события: собралось самое высокое представительство от часового сообщества — брендов, аукционов, прессы. Гранды с трепетом взирали на несметные богатства.

Выставка The Oak Collection — принципиально новый формат в выставочном деле. Еще никогда на суд зрителей не предлагалась большая частная коллекция с часами в идеальном состоянии, курируемая элитой часового дела. Из огромной коллекции, насчитывающей около полутысячи экземпляров от полусотни марок, на выставку было отобрано 160 самых-самых. Сплошь часы-рекордсмены, герои обложек аукционных каталогов, а еще — известные только понаслышке и те, чье существование стало неожиданностью даже для искушенных знатоков. Невиданное изобилие в одной экспозиции и в одном владении.

Сама выставка разделена на 11 глав, большая часть которых посвящена часам Patek Philippe, сгруппированных по темам: коллекции Calatrava и Nautilus, хронографы, вечные календари, мировое время, редкие ремесла, экспонаты из культовой коллекции Хенри Грейвса Младшего. Есть также несколько глав со знаковыми моделями Rolex и изделиями независимых современных часовщиков, включая Франсуа-Поля Журна и Кари Вутилайнена. После показа в Лондоне выставка отправится по маршруту Бахрейн — Китай — США.

Слева направо: 1. Часы «Мировое время». 1953. Желтое золото, синяя эмаль. Редчайший экземпляр и главная звезда коллекции. 2. Хронограф. 1946. Платиновый корпус, уникальный циферблат и шкала тахиметра, необычные треугольные ушки. Один из трех известных произведенных экземпляров. Фото: Patek Philippe
Слева направо: 1. Часы «Мировое время». 1953. Желтое золото, синяя эмаль. Редчайший экземпляр и главная звезда коллекции. 2. Хронограф. 1946. Платиновый корпус, уникальный циферблат и шкала тахиметра, необычные треугольные ушки. Один из трех известных произведенных экземпляров.
Фото: Patek Philippe

Владелец этих сокровищ Патрик Жетред входит в пятерку ведущих часовых коллекционеров мира прежде всего благодаря выдающемуся частному собранию винтажных и современных творений Patek Philippe, включая самую большую коллекцию часов Calatrava. Заслуги и значимость собирателя для женевского Дома зримо обозначены на витринах. Жетред удостоен редчайшей, если не небывалой чести: для него были воспроизведены редкие часы 1940–1950-х годов из желтого и розового золота. Исключение было сделано лично главой Patek Philippe Тьерри Штерном. Он же недавно устроил Патрику Жетреду сюрприз: мастера Дома создали часы с черным циферблатом, отсылающие к ценнейшему историческому экземпляру, хранящемуся в коллекции The Оak.

Слово «хранящийся», кстати, скорее, неуместно. Владелец носит все свои часы и искренне относится к ним как к живым существам, чем часто обескураживает и трогает профессионалов индустрии. «Благодаря его одержимости в коллекции нет монотонности. Патрик — визионер», — говорит легендарный аукционист Дома Phillips и часовой эксперт Орель Бакс.

Слева направо: 1. Хронограф. 1948. Розовое золото, розовый циферблат. 2. Карманные часы «Мировое время». Около 1948. Розовое золото, перегородчатая эмаль с изображением карты Северной Америки. Фото: Patek Philippe
Слева направо: 1. Хронограф. 1948. Розовое золото, розовый циферблат. 2. Карманные часы «Мировое время». Около 1948. Розовое золото, перегородчатая эмаль с изображением карты Северной Америки.
Фото: Patek Philippe

Интересно, что среди предков героя были русские, покинувшие страну около 150 лет назад. Возможно, именно от них идет наставление, передаваемое от отца к сыну в семье Патрика Жетреда: «Окружай себя лучшими, и все получится». В этом роду умели добиваться своего. Мальчиком Патрик учился в самой престижной частной школе Швейцарии в окружении детей из богатейших семей мира, феномен успеха которых стал для него, как сейчас говорят, триггером на пути к собственному. Среди же атрибутов красивой жизни его больше всего захватили часы.

Жетред покупал их смолоду, с первых больших денег — выигрыша на скачках. А вот дальше зарабатывал предпринимательством. И всегда следовал семейному правилу держаться и ставить на лучших в своем деле. Это позволило входить в самые разные сферы бизнеса — от редких металлов и недвижимости до офисного оборудования — без страха, учиться особенностям конкретного дела на ходу, а затем эффективно перестраивать компании и продавать. Помогали присущие ему чутье, страсть и упорство. Собственно, как и в коллекционировании, с тем лишь отличием, что часы он не продает. Расстался лишь однажды: нужны были деньги на покупку дома.

Экспонатов, равных по цене прекрасной недвижимости, на выставке предостаточно. Нынешняя оценочная стоимость коллекции — баснословная и, как признается гордый собиратель, была бы неподъемной для него сегодня при всех его немалых возможностях. «Это честь — обладать такими часами, и я хотел бы разделить удовольствие с другими», — говорит сам Жетред.

1. Чрезвычайно редкая модель 2523/1 с гильошированным циферблатом. 2. Часы. Желтое золото, перегородчатая эмаль. Единственный экземпляр. Около 1955. Фото: Patek Philippe
1. Чрезвычайно редкая модель 2523/1 с гильошированным циферблатом. 2. Часы. Желтое золото, перегородчатая эмаль. Единственный экземпляр. Около 1955.
Фото: Patek Philippe

С виду это вполне обычный, тихий, неприметный человек около 70 лет, который мгновенно преображается, стоит завести разговор о часах. И тогда хочется слушать и слушать удивительные истории, не перебивая (это дозволено лишь его врывающемуся астматическому кашлю). С горящим взором, не зажатый рамками маркетинга и принятой гиперкорректности, он отвечает на любые вопросы. Легко упоминает нескольких жен, с которыми предпочитает оставаться друзьями, о том, что любит жить на яхте и проводит пять месяцев в году на Багамах. Рассказывает о двоих детях, которым сейчас чуть за 30, в которых он не чает души и которых самозабвенно воспитывал сам. Сожалеет, что они не настолько одержимы часами, и объясняет, что не будет опутывать их рамками наследного траста (вдруг предпочтут коллекции красивые яхты?). «Главное — прожить такую короткую жизнь в удовольствие», — говорит Патрик Жетред. Похоже на еще одно семейное наставление от человека, умеющего ценить время и доказывающего это блистательно и буквально. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+