18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Коллекция Баррелла в Глазго вновь на виду

Фрагмент обновленной экспозиции музея. Фото: The Burrell Collection
Фрагмент обновленной экспозиции музея.
Фото: The Burrell Collection
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Интересы этого собирателя искусства были широки и разнообразны, и все накопленное он завещал городу — при условии, что музей обоснуется на природе. После недавней реконструкции здания в парке Поллок здесь добавилось и площадей, и экспонатов

Посреди лесов и полей хранится одна из лучших в Шотландии художественных коллекций, которая вновь открыта для публики после реконструкции здания стоимостью £68 млн, занявшей шесть лет.

Коллекция Уильяма Баррелла (1861–1958) разместилась в загородном парке Поллок к югу от Глазго в 1983 году, но отражает она вкус вековой давности. Перед сотрудниками музея стояла задача адаптировать концепцию Баррелла к реалиям XXI века с помощью иммерсивных дисплеев и цифровых технологий, отдав при этом дань и собственному видению коллекционера.

Начинал он с французской живописи XIX века, однако вскоре переключил внимание на античность, а позже и на другие эпохи и виды искусства, включая китайский фарфор, доспехи и средневековые витражи. Его подход определялся не только качеством, но и количеством. При передаче собрания в дар городу Глазго в 1944 году оно насчитывало более 6 тыс. предметов, причем бывший владелец продолжал его пополнять (сегодня здесь около 9 тыс. экспонатов). Баррелл, как правило, покупал вещи заочно, а некоторые свои приобретения вообще ни разу не видел (например, вырезанный из дуба потолок XV века, который пылился в запасниках на протяжении всей долгой жизни владельца).

После реконструкции музей с коллекцией Баррелла стал гораздо просторнее и вместительнее. Фото: The Burrell Collection
После реконструкции музей с коллекцией Баррелла стал гораздо просторнее и вместительнее.
Фото: The Burrell Collection

Барреллы проживали в Глазго, но мечтали пере­ехать за город и в 1920-х годах перебрались в замок Хаттон. «Он всегда хотел, чтобы его коллекция хранилась в домашней обстановке», — рассказывает куратор Лаура Баулд. В старом музее было три комнаты с воссозданным интерьером их особняка; после ремонта остался лишь большой банкетный зал, где посетители могут заодно оценить и вид из окон. «Мы все же пытаемся учесть заветы Баррелла», — замечает Баулд.

Некоторые из них оказались пророческими. Опасаясь воздействия смога и пыли, коллекционер потребовал, чтобы его дар хранился в доме в сельской местности, не ближе чем в 25 км от центра города. Полученный по завещанию в 1967 году загородный парк Поллок соответствовал всем требованиям, хотя понадобилось 16 лет, чтобы открыть там здание, спроектированное Барри Гассоном, Джоном Менье и Брит Андресен.

Обновленная экспозиция музея. Фото: The Burrell Collection
Обновленная экспозиция музея.
Фото: The Burrell Collection

Музей временно закрылся в 2016 году; его реконструкцией занималось бюро John McAslan + Partners. Им удалось сохранить оригинальное здание, хотя некоторые изменения вызвали споры. Дизайнерское агентство Event провело редизайн, в результате чего для коллекции было выделено примерно на треть больше выставочного пространства. «Теперь в экспозицию входит на 15% больше произведений искусства», — говорит Эстер Дагдейл, креативный директор компании, добавляя, что отныне посетителям доступны и хранилища на цокольном этаже.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+