18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Полный «лумбунг» на Documenta 15

Основной площадкой Documenta стал Музей Фридерицианум. Фото: Documenta
Основной площадкой Documenta стал Музей Фридерицианум.
Фото: Documenta

Международная выставка сделала ставку на коллективное творчество

Кураторами Documenta 15 — одного из самых авторитетных смотров современного искусства, который проходит раз в пять лет в немецком Касселе, — была назначена индонезийская арт-группа Ruangrupa. Этот выбор предопределил основные темы выставки, которая заняла 32 городские площадки и будет открыта до 25 сентября.

Кураторы выбрали ключевым словом выставки «лумбунг», означающее коллективное рисохранилище в Индонезии, куда жители приносят излишки риса для общего пользования. Поэтому вместо персональных выставок и произведений на Documenta 15 показывают работы художественных коллективов и инициатив, созданных в общей сложности полутора тысячами художников из развивающихся стран — от Колумбии до Новой Зеландии. В результате искусство, представленное на Documenta 15, умышленно не зрелищное, так как оно в первую очередь призвано быть хранилищем идей, пространством для совместного времяпрепровождения, обсуждения проблем и поиска решений.

Команда Documenta на пресс-конференции. Кураторами была назначена индонезийская арт-группа Ruangrupa. Фото: Nicolas Wefers
Команда Documenta на пресс-конференции. Кураторами была назначена индонезийская арт-группа Ruangrupa.
Фото: Nicolas Wefers

Однако создать атмосферу благостного единения организаторам удалось не сразу: открытию выставки сопутствовал скандал, связанный с произведением соотечественников кураторов — коллектива Taring Padi (в переводе «рисовые клыки»), работающего в жанре политической агитации. В самом центре Касселя, на поле перед основными площадками Documenta 15, они развернули гигантский баннер, который являлся фоном для сотни «ваянг карду» — карикатурных фигур диктаторов, олигархов, коррупционеров и генералов, которые можно было бы использовать на демонстрациях, как во времена студенчества художников, когда они принимали активное участие в политической жизни Индонезии. Рассматривать фигуры было настолько увлекательно, что только на второй день зрители обратили внимание на сам баннер под названием «Народное правосудие», на котором среди образов коррумпированной администрации в виде собаки и крысы можно было заметить откровенно антисемитские образы солдат со свиными головами в шлемах с надписью «Моссад» (израильская разведка). Еще на этапе подготовки выставки Ruangrupa заподозрили в том, что, пригласив палестинских художников, они потворствуют радикальным активистам и поддерживают культурный бойкот Израиля. Справедливости ради надо сказать, что на Documenta 15 действительно нет ни одного израильского художника, а в один из первых дней в центре города развернулся антиизраильский митинг. Не прошло и недели со дня открытия выставки, как скандальный баннер сначала завесили черным полотном, а потом и вовсе демонтировали. Государственные деятели и администрация Documenta сделали заявления о недопустимости подобных высказываний, но скандал не утихает.

Фрагмент экспозиции в Музее Фридерицианум. Фото: Frank Sperling
Фрагмент экспозиции в Музее Фридерицианум.
Фото: Frank Sperling

Выставка в основном здании Documenta, Фридерициануме, начинается с колоннады, расписанной румынским художником Даном Пержовски. Это, пожалуй, единственное исключение из правила об участии в Documenta 15 только художественных коллективов, однако, по мнению кураторов, ироничные месседжи художника полностью соответствуют ценностям «лумбунг»: щедрости, независимости и юмору, а сам Пержовски отмечает, что «его художественная практика индивидуальна, но она для коллективного блага». Внутри Фридерицианума можно увидеть традиционную стену с логотипами спонсоров проекта, нарисованными художником в ироничном, даже карикатурном ключе, что является действительно прекрасным примером институциональной критики.

В подвальном этаже Фридерицианума представлены работы 18 художниц из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, объединенных Саодат Исмаиловой, узбекской видеохудожницей, создательницей фильмов и участницей основного проекта Венецианской биеннале этого года, в коллектив DAVRA. Концепция проекта предполагает 40-дневную публичную программу, состоящую из просмотров фильмов, совместных сессий по приготовлению еды, чтения текстов, танцев, а также перформансов, музыкальных выступлений и детской программы.

Единственная художница из России на Documenta 15 Виктория Ломаско ведет «графические репортажи» с разных площадок фестиваля. В итоге должно получиться самостоятельное издание в рамках большой издательской программы выставки.

Фрагмент экспозиции Documenta. Фото: Frank Sperling
Фрагмент экспозиции Documenta.
Фото: Frank Sperling

Самым ярким впечатлением от основного проекта стали короткометражные фильмы группы Sada (Ирак). Пятеро бывших учеников одноименной международной школы кино, которая существовала в 2010–2015 годах, уже давно уехали из Ирака от религиозной и политической цензуры, но специально для Documenta 15 собрались снова и сделали серию видео про выживание и попытки художественного самовыражения во время войны.

Представленное в Касселе искусство часто делается вопреки всем внешним условиям, поэтому здесь можно встретить вдохновляющие примеры художественных практик. Например, часть гигантского зала Documenta Halle занял «Вакаливуд» (Wakaliga Uganda) — любительская киностудия из Уганды. Создатель студии Набвана решил снимать кино, вместо того чтобы, как все его соседи, лепить кирпичи из глины и травы. В итоге его любительские фильмы с бюджетом $200, снятые в самодельных картонных декорациях и похожие на артхаусные пародии на боевики, вовлекают все больше местных жителей, развивают туризм и даже получают призы на международных кинофестивалях. Другой пример, снискавший симпатии профессионалов в дни превью, — тотальная инсталляция арт-группы из Гаити Atis Rezistans c «Гетто-биеннале» в церкви Святой Кунигунды. Макабрические скульптуры — микс гаитянской поп-культуры и религии вуду — из переработанных материалов и найденных объектов и огромная композиция под потолком церкви, которая отражает геометрию и какофонию улиц жилого района в Порт-о-Пренсе, складываются в единую инсталляцию и создают театральное пространство для проходящих здесь перформансов.

Фрагмент экспозиции Documenta. Фото: Nicolas Wefers
Фрагмент экспозиции Documenta.
Фото: Nicolas Wefers

Передвигаясь от площадки к площадке, от мучительного поиска решения социальных проблем одного сообщества к другому, становясь участником сложных дискуссий и простых тусовок, лучше понимаешь кураторскую идею о том, что искусство необходимо в первую очередь для выживания и объединения людей, а не для поощрения эго художника и коллекционера. Именно поэтому заметна огромная разница между репортажами с открывшейся в те же дни, что и Documenta 15, важнейшей ярмарки современного искусства Art Basel, где рекорды продаж отмечаются на закрытых вечеринках. Полторы тысячи художников из стран третьего мира получили в Касселе шанс быть замеченными, так же как любой прохожий мог быть услышанным, спев в караоке на большой сцене на главной площади города в честь открытия Documenta 15.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+