18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художественная анатомия за пять столетий: наука, искусство, рынок

Голова Аполлона Бельведерского, визуализированная анатомически. Автор: Николай Уткин (1780 – ок. 1868) по картине Жана-Гальбера Сальважа (1770 – 1813). Фото: Getty Research Institute, Los Angeles
Голова Аполлона Бельведерского, визуализированная анатомически. Автор: Николай Уткин (1780 – ок. 1868) по картине Жана-Гальбера Сальважа (1770 – 1813).
Фото: Getty Research Institute, Los Angeles
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Каталог выставки, посвященной анатомическим рисункам и гравюрам, в умозрении может представляться несколько однообразным, однако по факту он наполнен неожиданными поворотами сценария и удивительными историческими параллелями

Выставки анатомических рисунков подобны картам, разложенным на столе: вы тасуете их, а в результате видите одни и те же картинки — ну или черепа и селезенки. Но благодаря Моник Корнелл, куратору экспозиции «Плоть и кости. Искусство анатомии» в Центре Гетти в Лос-Анджелесе (до 10 июля) и ведущему автору одно­именной книги, в колоде обнаружились «тузы».

Среди них — три поразительные штриховые гравюры на металле с изображением человеческих тел без кожи в натуральную величину, приобретенные Исследовательским институтом Гетти в 2014 году. Это работы итальянского художника-гравера Антонио Каттани, относящиеся примерно к 1780 году. На них изображены две деревянные кариатиды, вырезанные Эрколем Лелли в 1730-х годах для старого здания Болонского университета, а также восковая анатомическая фигура — экорше, выполненная Лелли и Джованни Манцолини по реальному человеческому скелету для Болонского научного института.

Flesh and Bones: The Art of Anatomy / Monique Kornell, with contributions by Thisbe Gensler, Naoko Takahatake and Erin Travers. Getty Research Institute. 249 с.: 163 цв. ил. $50, £40. На английском языке
Flesh and Bones: The Art of Anatomy / Monique Kornell, with contributions by Thisbe Gensler, Naoko Takahatake and Erin Travers. Getty Research Institute. 249 с.: 163 цв. ил. $50, £40. На английском языке

Моник Корнелл и ее соавторы — Фисбе Генслер, Наоко Такахатакэ и Эрин Трейверс — искусно препарируют эти исключительные произведения, уделяя особое внимание их созданию и вписывая их в художественный ландшафт пяти столетий. На первом плане — особенности гравюр Каттани, в том числе такие новаторские детали, как написанные на них примечания. Последние прекрасно иллюстрируют два момента, которые относятся к очень многим работам, охваченным этим изданием. Во-первых, примечания выявляют неустойчивую экономику производства в этой сфере, вынужденного балансировать между созданием изысканных листов для богатых коллекционеров и продажей учебных пособий для бедных художников и студентов-медиков. Во-вторых, они указывают на важность атрибуции и авторитета художника и анатома в глазах публики. Так, в гравюрах Каттани фигурирует популярное имя Лелли, а вот имена Манцолини и его партнерши по работе и жизни Анны Моранди отсутствуют.

Размытые границы между живыми и мертвыми, анатомами и художниками, прошлым и настоящим неожиданно становятся одной из самых главных и важных тем этой книги.

Она то и дело возникает в восьми кратких статьях (шесть из них написаны Корнелл, по одной — Генслер и Трейверс) и сов­местно подготовленных текстах к 56 иллюстрациям.

Особый интерес представляет «Карманный справочник художника» (1787), искусно оформленный Джоном Уоке­ром для Джошуа Рейнолдса, главы Королевской академии; его можно было прятать в карман, чтобы скрыть от посторонних глаз.

Еще одна линия в книге — постоянная переделка изображений тела по мере улучшения качества рисунков и расширения анатомических знаний. Например, античные мраморные торсы перерисовывались с внутренними органами, которых не было в оригинале. В частности, такие рисунки предназначались для труда анатома Андреаса Везалия (1514–1564), впоследствии переизданного его последователями с добавлением печени и легких.

Иоганн Фридрих Баузе. Череп младенца. 1791. Фото: Getty Research Institute, Los Angeles
Иоганн Фридрих Баузе. Череп младенца. 1791.
Фото: Getty Research Institute, Los Angeles

Наряду с большим, хотя, возможно, и широко известным, корпусом книжных гравюр Корнелл вводит «джокеров». Именно так можно расценить в заявленном контексте, например, литографию Роберта Раушенберга Booster (1967) — «автопортрет моих внутренностей» в натуральную величину, как описывает ее художник; в своей сложной комбинации она перекликается с гравюрами Каттани. Еще более поражает неоновая скульптура Тавареса Страчана Robert (2018), входящая в серию его работ, посвященных афроамериканскому астронавту Роберту Генри Лоуренсу-младшему. Правда, в сборник она включена без неонового текста, в котором художник решительно обличает расизм, сопровождавший Лоуренса при жизни и после смерти в 1967 году. Как отмечает Генслер, сила этой работы порождена как раз тем, что Страчан использует визуальный язык анатомического рисунка.

У этого издания множество достоинств, но нельзя не удержаться от одного критического замечания: восхваляя анатомов и сотрудничавших с ними художников, авторы книги выглядят чересчур доверчивыми, когда рассказывают о почестях, которых будто бы удостаивались их герои.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+