18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Средневековый замок уэльского «книжного короля» спасен от разрушения

Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей. Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей.
Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

После реставрации замок Хей открылся для публики — впервые в своей истории. Внешний вид бывшей норманнской цитадели теперь близок к древнему оригиналу, а внутренние пространства переустроены на современный лад

Старинный замок, более 800 лет возвышающийся над уэльским городком Хей-он-Уай, еще не так давно служил резиденцией эксцентричного самопровозглашенного «короля». Правда, в последний период своего существования в этой роли живописные руины превратились в потенциально смертельную ловушку со множеством трещин и камней, вываливавшихся из стен. К началу нынешнего лета замок впервые откроет двери для широкой публики. Он будет по-прежнему живописен, но уже не опасен — благодаря реставрации стоимостью £7 млн, проведенной Фондом замка Хей.

Около полувека эти руины находились в собственности Ричарда Бута, провозгласившего себя «королем Хея». Он превратил Хей-он-Уай в первый в мире книжный город, свезя сюда тонны подержанных книг и оборудовав книжными полками практически все здания, включая бывшую пожарную часть и кинотеатр. Городок с книжными лавками на каждой улице по-прежнему остается местом паломничества книголюбов.

Замок Хей до реставрации. Фото: Hay Castle Trust
Замок Хей до реставрации.
Фото: Hay Castle Trust

Хей-он-Уай стоит на границе с Англией, и его замок столетиями оказывался на пересечении военных путей. Легенда гласит, что после очередной осады леди Матильда де Браоз восстановила его всего за одну ночь, натаскав камней в переднике.

Большой господский дом был построен в 1660-е годы, но недавняя реставрация обнаружила следы ранее неизвестного тюдоровского дома, возведенного на месте разрушенной норманнской цитадели, а также еще более ранние заложенные ворота и огромный очаг, который, вероятно, был частью утраченного большого зала норманнской эпохи. Выяснилось, что для того, чтобы дополнительно усилить впечатление, господский дом построили на двухметровом цоколе. Радиоуглеродный анализ древесины позволил датировать одни из больших ворот приблизительно 1430 годом, что делает их самым ранним образцом такого рода сооружений на территории Уэльса (двери в замке Чепстоу на юге гораздо древнее, но они не висят на петлях). Еще более старый кусок древесины, обнаруженный в держателе засова, по-видимому, старше самого замка.

Процесс реставрации замка Хей. Фото: Hay Castle Trust
Процесс реставрации замка Хей.
Фото: Hay Castle Trust

К концу XVII века норманнская цитадель, судя по косвенным признакам, представляла собой развалины без крыши, а господский дом был выжжен изнутри многочисленными пожарами. Последний из них произошел в 1977 году, когда из очага в комнате, где стоял трон Бута и где он выдавал паспорта и даровал аристократические титулы, выпало полено. «Король» утверждал, что принял потрескивание огня за восторженные приветствия подданных. Теперь здание оборудовали стеклянной крышей, которая автоматически раскроется в случае нового пожара.

В 2011 году местный Фонд замка Хей приобрел здание, имеющее статус объекта культурно-исторического наследия, за £2 млн. Тогда уэльское государственное ведомство по делам наследия Cadw пришло к выводу, что замок находится под угрозой обрушения. В 2016 году, после нескольких лет фандрайзинга и благодаря гранту в размере £4,5 млн от Фонда лотереи «Культурное наследие», восстановительные работы наконец-то начались. Экстерьер решили восстановить в оригинальном виде, а внутренние помещения рискнули перестроить на современный лад. Архитектурное бюро MICA добавило лестницы и полы из дуба, стекла и стали и оборудовало в здании пространство музейного уровня, предназначенное для временных экспозиций. Эта перепланировка позволила открыть доступ на крышу цитадели с головокружительным видом на город и реку Уай.

Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects
Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects

Книжное царство Бута послужило источником вдохновения для создателей Хейского литературного фестиваля, регулярно привлекающего в город посетителей со всего света. В этом году фестиваль, который бывший президент США Билл Клинтон назвал «Вудстоком для ума», возвращается после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. В дни его работы, с конца мая по начало июня, замок будет открыт для бесплатного посещения и послужит декорациями для постановки «Юлия Цезаря» на открытом воздухе — ее привезет труппа из лондонского театра «Глобус».  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+