18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Средневековый замок уэльского «книжного короля» спасен от разрушения

Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей. Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей.
Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

После реставрации замок Хей открылся для публики — впервые в своей истории. Внешний вид бывшей норманнской цитадели теперь близок к древнему оригиналу, а внутренние пространства переустроены на современный лад

Старинный замок, более 800 лет возвышающийся над уэльским городком Хей-он-Уай, еще не так давно служил резиденцией эксцентричного самопровозглашенного «короля». Правда, в последний период своего существования в этой роли живописные руины превратились в потенциально смертельную ловушку со множеством трещин и камней, вываливавшихся из стен. К началу нынешнего лета замок впервые откроет двери для широкой публики. Он будет по-прежнему живописен, но уже не опасен — благодаря реставрации стоимостью £7 млн, проведенной Фондом замка Хей.

Около полувека эти руины находились в собственности Ричарда Бута, провозгласившего себя «королем Хея». Он превратил Хей-он-Уай в первый в мире книжный город, свезя сюда тонны подержанных книг и оборудовав книжными полками практически все здания, включая бывшую пожарную часть и кинотеатр. Городок с книжными лавками на каждой улице по-прежнему остается местом паломничества книголюбов.

Замок Хей до реставрации. Фото: Hay Castle Trust
Замок Хей до реставрации.
Фото: Hay Castle Trust

Хей-он-Уай стоит на границе с Англией, и его замок столетиями оказывался на пересечении военных путей. Легенда гласит, что после очередной осады леди Матильда де Браоз восстановила его всего за одну ночь, натаскав камней в переднике.

Большой господский дом был построен в 1660-е годы, но недавняя реставрация обнаружила следы ранее неизвестного тюдоровского дома, возведенного на месте разрушенной норманнской цитадели, а также еще более ранние заложенные ворота и огромный очаг, который, вероятно, был частью утраченного большого зала норманнской эпохи. Выяснилось, что для того, чтобы дополнительно усилить впечатление, господский дом построили на двухметровом цоколе. Радиоуглеродный анализ древесины позволил датировать одни из больших ворот приблизительно 1430 годом, что делает их самым ранним образцом такого рода сооружений на территории Уэльса (двери в замке Чепстоу на юге гораздо древнее, но они не висят на петлях). Еще более старый кусок древесины, обнаруженный в держателе засова, по-видимому, старше самого замка.

Процесс реставрации замка Хей. Фото: Hay Castle Trust
Процесс реставрации замка Хей.
Фото: Hay Castle Trust

К концу XVII века норманнская цитадель, судя по косвенным признакам, представляла собой развалины без крыши, а господский дом был выжжен изнутри многочисленными пожарами. Последний из них произошел в 1977 году, когда из очага в комнате, где стоял трон Бута и где он выдавал паспорта и даровал аристократические титулы, выпало полено. «Король» утверждал, что принял потрескивание огня за восторженные приветствия подданных. Теперь здание оборудовали стеклянной крышей, которая автоматически раскроется в случае нового пожара.

В 2011 году местный Фонд замка Хей приобрел здание, имеющее статус объекта культурно-исторического наследия, за £2 млн. Тогда уэльское государственное ведомство по делам наследия Cadw пришло к выводу, что замок находится под угрозой обрушения. В 2016 году, после нескольких лет фандрайзинга и благодаря гранту в размере £4,5 млн от Фонда лотереи «Культурное наследие», восстановительные работы наконец-то начались. Экстерьер решили восстановить в оригинальном виде, а внутренние помещения рискнули перестроить на современный лад. Архитектурное бюро MICA добавило лестницы и полы из дуба, стекла и стали и оборудовало в здании пространство музейного уровня, предназначенное для временных экспозиций. Эта перепланировка позволила открыть доступ на крышу цитадели с головокружительным видом на город и реку Уай.

Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects
Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects

Книжное царство Бута послужило источником вдохновения для создателей Хейского литературного фестиваля, регулярно привлекающего в город посетителей со всего света. В этом году фестиваль, который бывший президент США Билл Клинтон назвал «Вудстоком для ума», возвращается после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. В дни его работы, с конца мая по начало июня, замок будет открыт для бесплатного посещения и послужит декорациями для постановки «Юлия Цезаря» на открытом воздухе — ее привезет труппа из лондонского театра «Глобус».  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+