18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Средневековый замок уэльского «книжного короля» спасен от разрушения

Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей. Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей.
Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

После реставрации замок Хей открылся для публики — впервые в своей истории. Внешний вид бывшей норманнской цитадели теперь близок к древнему оригиналу, а внутренние пространства переустроены на современный лад

Старинный замок, более 800 лет возвышающийся над уэльским городком Хей-он-Уай, еще не так давно служил резиденцией эксцентричного самопровозглашенного «короля». Правда, в последний период своего существования в этой роли живописные руины превратились в потенциально смертельную ловушку со множеством трещин и камней, вываливавшихся из стен. К началу нынешнего лета замок впервые откроет двери для широкой публики. Он будет по-прежнему живописен, но уже не опасен — благодаря реставрации стоимостью £7 млн, проведенной Фондом замка Хей.

Около полувека эти руины находились в собственности Ричарда Бута, провозгласившего себя «королем Хея». Он превратил Хей-он-Уай в первый в мире книжный город, свезя сюда тонны подержанных книг и оборудовав книжными полками практически все здания, включая бывшую пожарную часть и кинотеатр. Городок с книжными лавками на каждой улице по-прежнему остается местом паломничества книголюбов.

Замок Хей до реставрации. Фото: Hay Castle Trust
Замок Хей до реставрации.
Фото: Hay Castle Trust

Хей-он-Уай стоит на границе с Англией, и его замок столетиями оказывался на пересечении военных путей. Легенда гласит, что после очередной осады леди Матильда де Браоз восстановила его всего за одну ночь, натаскав камней в переднике.

Большой господский дом был построен в 1660-е годы, но недавняя реставрация обнаружила следы ранее неизвестного тюдоровского дома, возведенного на месте разрушенной норманнской цитадели, а также еще более ранние заложенные ворота и огромный очаг, который, вероятно, был частью утраченного большого зала норманнской эпохи. Выяснилось, что для того, чтобы дополнительно усилить впечатление, господский дом построили на двухметровом цоколе. Радиоуглеродный анализ древесины позволил датировать одни из больших ворот приблизительно 1430 годом, что делает их самым ранним образцом такого рода сооружений на территории Уэльса (двери в замке Чепстоу на юге гораздо древнее, но они не висят на петлях). Еще более старый кусок древесины, обнаруженный в держателе засова, по-видимому, старше самого замка.

Процесс реставрации замка Хей. Фото: Hay Castle Trust
Процесс реставрации замка Хей.
Фото: Hay Castle Trust

К концу XVII века норманнская цитадель, судя по косвенным признакам, представляла собой развалины без крыши, а господский дом был выжжен изнутри многочисленными пожарами. Последний из них произошел в 1977 году, когда из очага в комнате, где стоял трон Бута и где он выдавал паспорта и даровал аристократические титулы, выпало полено. «Король» утверждал, что принял потрескивание огня за восторженные приветствия подданных. Теперь здание оборудовали стеклянной крышей, которая автоматически раскроется в случае нового пожара.

В 2011 году местный Фонд замка Хей приобрел здание, имеющее статус объекта культурно-исторического наследия, за £2 млн. Тогда уэльское государственное ведомство по делам наследия Cadw пришло к выводу, что замок находится под угрозой обрушения. В 2016 году, после нескольких лет фандрайзинга и благодаря гранту в размере £4,5 млн от Фонда лотереи «Культурное наследие», восстановительные работы наконец-то начались. Экстерьер решили восстановить в оригинальном виде, а внутренние помещения рискнули перестроить на современный лад. Архитектурное бюро MICA добавило лестницы и полы из дуба, стекла и стали и оборудовало в здании пространство музейного уровня, предназначенное для временных экспозиций. Эта перепланировка позволила открыть доступ на крышу цитадели с головокружительным видом на город и реку Уай.

Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects
Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects

Книжное царство Бута послужило источником вдохновения для создателей Хейского литературного фестиваля, регулярно привлекающего в город посетителей со всего света. В этом году фестиваль, который бывший президент США Билл Клинтон назвал «Вудстоком для ума», возвращается после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. В дни его работы, с конца мая по начало июня, замок будет открыт для бесплатного посещения и послужит декорациями для постановки «Юлия Цезаря» на открытом воздухе — ее привезет труппа из лондонского театра «Глобус».  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+