На ярмарке TEFAF во время пятого дня ее работы неизвестные предприняли попытку вооруженного ограбления ювелирного стенда, из-за чего организаторам пришлось на время эвакуировать посетителей и участников. Никто не пострадал, в настоящее время полиция задержала несколько подозреваемых и сообщила, что кража сорвалась. Ярмарка продолжает работу в обычном режиме.
TEFAF в Маастрихте широко известна как ведущая ярмарка старых мастеров и европейского искусства, знаменитая своим пышным цветочным убранством. В минувшую пятницу она открылась в 35-й раз, в июне вместо привычного марта. В этом году изящные цветы поместили в тонкие стеклянные сосуды, свисающие с потолка — вероятно, чтобы сэкономить место. И это не единственное, что потеряло в объеме: площадь, занимаемая ярмаркой, сократилась с 29,5 тыс. кв. м до 22,5 тыс. кв. м, а количество экспонентов уменьшилось с 285 до 242. А длится мероприятие всего семь дней вместо тринадцати с учетом превью.
Но причиной этого сокращения послужила вовсе не нехватка интереса со стороны галерей. Многие из экспонентов старшего поколения ждали возможности принять участие в ярмарке больше двух лет — с того момента, как в марте 2020 года TEFAF пришлось закрыться после недели работы (тогда всплеск заражений ковидом на ярмарке стал предвестником европейских локдаунов).
Пол Смитс, директор Rob Smeets Old Master Paintings и член исполнительного комитета TEFAF, так объяснил решение перенести ярмарку с марта на июнь: «Нам [TEFAF] нужно было планировать на несколько месяцев вперед, и прошлой осенью мы подумали, что март — это слишком рискованно [из-за пандемии]. Но мы решили, что в 2022 году ярмарку обязательно нужно провести». Однако выставочный комплекс MECC, где традиционно проходит ярмарка, был уже полностью забронирован. Получить эти даты удалось только благодаря тому, что Маастрихтский университет согласился перенести экзамены на другую площадку.
Некоторые из экспонентов говорят, что долгое ожидание способствовало повышению уровня выставленного на ярмарке.
«Здесь очень большой охват. Благодаря двухлетнему перерыву галереи смогли собрать здесь работы выдающегося качества, — говорит сооснователь Lullo Pampoulides Андреас Пампулидес. — В совсем небольшом радиусе от нас есть картины стоимостью свыше $10 млн. Дилеры, несомненно, очень постарались, чтобы привезти сюда тяжеловесов». Центральный экспонат его стенда — мраморная скульптура святого Себастьяна (около 1514–1515), приписываемая художнику Диего де Силоэ, которого Пампулидес называет «первым испанским ренессансным скульптором». Ее стоимость составляет £5 млн.
На ярмарку, как и всегда, привезли немало дорогих работ. Галерея Colnaghi представляет необычно большой и изящный penschilderij (буквально «рисунок пером») — выполненную пером и чернилами картину на гипсовой основе — Виллема ван де Велде Старшего под названием «Отплытие нидерландского флота от рейда Вли 9 июня 1645 года» стоимостью €12 млн. В числе других выдающихся вещей на ее стенде — «Триумф Галатеи» Луки Джордано, проданный за семизначную сумму, и изысканно декорированный «Портрет аристократки» Родриго де Вильяндрандо, ушедший за шестизначную сумму.
Николас Холл предлагает работу Витторе Карпаччо, которая не экспонировалась с 1987 года. Она войдет в большую выставку Карпаччо, открывающуюся в ноябре в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. По словам Холла, «Мадонну с Младенцем и святыми Цецилией и Варварой», написанную в 1490-е годы, в которой прослеживается влияние Беллини, оценивают в восьмизначную сумму (говорят, она составляет от $10 млн до $15 млн). В день вернисажа картину зарезервировал частный коллекционер. Тем временем у галереи Dickinson — одна из самых дорогих модернистских вещей нынешней ярмарки — необычная двусторонняя картина Джорджо де Кирико. На одной ее стороне находится «Меркурий и метафизики» (1920), а на другой — «Возвращение блудного сына» (1924). Цена не называется, но считается, что она составляет около €12 млн.
Многим участникам TEFAF пришлось непросто, поскольку в мае — июне календарь плотно забит ярмарками, привлекающими ведущих галеристов, специализирующихся на модернизме и старых мастерах, в том числе TEFAF New York в мае, отдел модернизма Art Basel (с 16 по 19 июня), BRAFA в Брюсселе (с 19 по 26 июня) и Masterpiece в Лондоне (с 30 июня по 6 июля). Это вызвало затруднения у многих галерей, сфера специализации которых (в отличие тех, кто работает на первичном рынке) характеризуется очень ограниченным количеством свободных работ высокого качества, а число сотрудников достаточно скромное по сравнению с современными мегагалереями.
Dickinson в этом году принимает участие в трех из пяти ярмарок: TEFAF New York, TEFAF Maastricht и Masterpiece. «За семь недель мы побывали на трех ярмарках, в том числе по другую сторону Атлантики. Не так-то просто подготовить разные подборки экспонатов. Даты TEFAF Maastricht и Masterpiece вообще пересекаются, так что нужно было сделать что-то совершенно разное», — говорит Эмма Уорд, управляющий директор Dickinson. «Кроме того, из-за пандемийных ограничений на передвижение нам было труднее пополнить свои запасы», — добавляет она.
Особенно непросто галереям далось пересечение TEFAF и Masterpiece. Одни, в том числе Agnews и Axel Vervoordt, решили ограничиться Маастрихтом. Другие, например Osborne Samuel и Charles Ede, принимают участие в обеих ярмарках. Третьи, среди которых Offer Waterman и Adrian Sassoon, выбрали Masterpiece. Большинство дилеров сошлись во мнении, что сильнее всех пострадала BRAFA, которая обычно проходит в самом начале года.
Уплотнение календаря также вызывало опасения по поводу того, что касается числа коллекционеров и музеев, которые доедут до мероприятия. Для американцев решение посетить Art Basel, TEFAF и Masterpiece означает как минимум трехнедельное пребывание в Европе. Ожидалось, что коллекционеров из Азии практически не будет из-за новой волны коронавируса, что, по мнению некоторых, сказалось и на количестве европейских коллекционеров старшего возраста.
Несмотря на наличие продаж в день превью, некоторые дилеры отметили, что они шли медленнее обычного (организаторы ярмарки отказались публиковать статистику посещаемости). Завсегдатаям таких ярмарок современного искусства, как Art Basel и Frieze, было непривычно видеть стенд дебютантов этого года White Cube — известных своей поддержкой «Молодых британских художников» в 1990-е — без покупательского ажиотажа (старший управляющий галереи Мэтью Пэрис, впрочем, сообщил о продажах в первый день, в числе которых была скульптура Энтони Гормли Hove [2014] стоимостью £500 тыс.).
Как бы то ни было, отсутствие толп обеспечило спокойную обстановку серьезным покупателям. На ярмарке, как обычно, было много директоров музеев, кураторов и постоянных клиентов. Ее посетили представители почти 100 институций, в том числе Метрополитен-музея, Гетти, Библиотеки и музея Моргана и Чикагского института искусств.
Какие-то тренды на охватывающей разные направления ярмарке выделить сложно, но нельзя не отметить, что среди работ старых мастеров находились те, что были написаны женщинами, и это — судя по оценкам наблюдателей — было ровно то, чего хотели представители рынка, и в особенности музеев.
Галерея Jean-François Heim привезла «Автопортрет в образе Клеопатры, сжимающей змею на смертном одре» (около 1620) Артемизии Джентилески. Считается, что Клеопатра совершила самоубийство в возрасте около 40 лет, но на этой картине она представлена в образе цветущей девушки не более чем 20 с небольшим. Произведение стоит €7,5 млн.
Галерея Bijl-Van Urk выставляет две картины барочной художницы Михаэлины Вотье. Одна из них, «Голова мальчика» (около 1660), была продана в день открытия по цене от €1 млн до €2 млн. Вторую, «Портрет мужчины в образе Иакова, мужа Рахили» (1655–1660), еще можно приобрести. На стенде галереи Richard Green — натюрморт 1753 года кисти Рахель Рёйс стоимостью £2 млн. В день открытия картиной активно интересовались; отчасти это связано с грядущей выставкой художницы в бостонском Музее изящных искусств и в Музее искусств Толидо.
Rob Smeets Old Master Paintings привезла миниатюру Джованны Гарцони «Мадонна на троне» (1649), которую в день открытия приобрел частный коллекционер из США за неназванную сумму. Редкий рисунок Лавинии Фонтаны (1552–1614) забронировал американский музей. «Сейчас все хотят иметь работы старых мастериц, — говорит Пол Смитс. — Главная опасность в том, что можно нарваться на что-то вторичное. Так что, если вы желаете получить работу высокого качества, здесь самое место».
Некоторые дилеры отметили рост конкуренции в области старого искусства с большими аукционными домами, в особенности с Sotheby’s, Christie’s и Bonhams.
Во время пандемии гонка только ускорилась, учитывая, что аукционные дома — это крупные бренды с огромными маркетинговыми бюджетами и способностью быстро осваивать платформы для онлайн-торговли. Недавно распродажа коллекции покойного дизайнера Юбера де Живанши, состоявшей в основном из произведений искусства, скульптуры и мебели XVIII века, принесла на парижских торгах Christie’s €114 млн, что более чем вдвое превышает ее нижний эстимейт.
«Конкуренция с аукционными домами всегда очень интенсивная, — говорит директор Colnaghi Хорхе Колл. — Но в таких узких сферах, как наша, мы нужны друг другу. Аукционы нужны, потому что они формируют публичный рынок, и мы нуждаемся в этих аукционных рекордах. Но и они нуждаются в нас, потому что мы составляем значительную часть их клиентской базы. А они не могут уделять столько времени и усилий отдельным произведениям, сколько уделяем мы».
Представители подавляющего большинства галерей не скрывают надежды, что в 2023 году ярмарка вернется к обычному расписанию (не в последнюю очередь потому, что в июне в MECC, как оказалось, ужасно жарко). Как бы то ни было, они были очень рады вернуться к привычной ярмарочной жизни. Том Дейвис, директор Daniel Katz Gallery, которая предлагает самое разное искусство — от древностей до живописи XIX века, говорит: «Так здорово снова оказаться на ярмарке! Последние два года мы наблюдали, как современное искусство становится все дороже, а аукционные дома — все влиятельнее. Оцените качество представленного здесь материала. Это как поставить посреди арт-рынка флагшток и сказать: „Посмотрите, что есть у нас, галеристов!“»