Предприниматель, искатель приключений, лингвист, рассказчик небылиц, калифорнийский банкир во времена золотой лихорадки, поставщик российской армии в период Крымской войны — Генрих Шлиман (1822–1890) прожил во всех отношениях необычную жизнь. И все это еще до того, как ему исполнилось 40 лет, когда Шлиман затеял предприятие, сделавшее его знаменитым, — раскопки древнего поселения Гиссарлык в Турции, которое теперь считается местом, где находилась легендарная Троя, описанная Гомером.
В честь 200-летнего юбилея со дня рождения Шлимана берлинский Музей доисторического периода и ранней истории, где хранится значительная часть найденного знаменитым археологом-самоучкой, подготовил посвященную ему выставку в Галерее Джеймса Симона и в Новом музее.
Директор музея и куратор выставки «Миры Шлимана» Матиас Вемхофф не скрывает, что ее задача — восстановить репутацию Шлимана, причем не только как археолога-первопроходца, но и как выдающейся личности в целом. «Мы хотим показать всю его жизнь целиком, не ограничиваясь археологией. Если вы поймете первую половину его жизни, вы гораздо лучше поймете его и как археолога, — поясняет Вемхофф. — Он был предпринимателем, он добился всего исключительно собственными силами, используя все возможности, которые давал XIX век. Он объездил огромную часть мира путями, которые прежде не были доступны. Он ничего не боялся. Это очень важная черта его характера».
После смерти Шлимана его репутация значительно пострадала, отчасти из-за того, что он был известен склонностью приукрашать истории о самом себе, отчасти из-за недостаточной академической строгости и примитивных археологических методов, из которых наиболее широко известен гигантский ров, который он выкопал во время первого сезона раскопок Гиссарлыка в начале 1870-х годов. Считается, что именно из-за этого рва была утрачена значительная часть троянских древностей, которые он искал. Однако в его защиту Вемхофф напоминает о том, что Шлиман одним из первых использовал стратиграфию (исследование археологических слоев) и датировку слоев по возрасту керамики. По словам директора музея, так называемый ров Шлимана нельзя считать вандализмом, поскольку при его рытье исследователь всего лишь воспроизводил археологические методы, которые он видел в Северной Германии, где при раскопках высоких курганов через их основание прорывали туннель, чтобы добраться до погребальной камеры.
Широко известно, что Генрих Шлиман нашел множество золотых артефактов, получивших название «клад Приама» по имени мифического царя Трои. В берлинскую экспозицию они не вошли. После поражения Германии во Второй мировой войне в 1945 году клад, хранившийся в секретном бункере в Берлине, попал в руки Советской армии и был тайно вывезен в Москву. Лишь в 1994 году Пушкинский музей признал, что сокровища находятся в его запасниках, а в 1996-м впервые показал публике.
Берлинскую выставку планировалось привезти и в Россию, чтобы на время объединить берлинскую коллекцию с московской. В ГМИИ уже началась работа по изучению изделий из «клада Приама» с помощью современных технологий. Однако в нынешней геополитической ситуации совместный проект более невозможен.
Выставка в первую очередь демонстрирует, что Шлиман был всей душой предан науке. После обнаружения «клада Приама» Шлиман провел на Гиссарлыке еще два десятилетия, совершенствуя археологические техники. «Он куда больше, чем просто золотоискатель», — подчеркивает куратор.
Галерея Джеймса Симона и Новый музей
«Миры Шлимана»
До 6 ноября