18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Пушкинская карта»: тройка, семерка или туз?

Парадный вход в Государственный исторический музей со стороны Красной площади. Фото: Михаил Гребенщиков/РБК
Парадный вход в Государственный исторический музей со стороны Красной площади.
Фото: Михаил Гребенщиков/РБК
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Федеральная программа, перед которой стоит задача приобщать к культуре юное поколение, демонстрирует неплохие результаты на первом же этапе реализации. В правительстве рассматривается вопрос о ее продлении на десятилетие

Собирая данные для рейтинга музейной посещаемости, мы попутно просили наших респондентов ответить на несколько дополнительных вопросов. Один из них касался программы «Пушкинская карта», вступившей в действие на территории всей страны 1 сентября 2021 года. Напомним, что речь идет о предоставлении возможности для молодежи в возрасте от 14 до 22 лет бесплатно посещать культурные институции — музеи, театры, филармонии и так далее, присоединившиеся к этому проекту. Каждый посетитель из указанной возрастной группы получил право, зарегистрировавшись, потратить в целях своего просвещения и духовного развития лимитированную сумму из госбюджета (до конца 2021 года — 3 тыс. руб., в 2022-м и 2023-м — по 5 тыс. руб.). Поскольку рейтинг The Art Newspaper Russia касается только музеев, именно их мы попросили кратко оценить промежуточные результаты действия программы.

Институций, принявших в ней участие, оказалось среди опрошенных подавляющее большинство. Хотя и не 100%-ное: ряд музеев, главным образом негосударственных, предпочел остаться в стороне от этой инициативы или же проявил на старте определенную осмотрительность. Некоторые из них теперь готовы примкнуть к большинству. Например, из Еврейского музея и центра толерантности ответили так: «Надеемся, что вторая половина года пройдет в сотрудничестве с федеральной программой».

Посетители на выставке «Советский киноплакат 1950-1980-х годов» в Мультимедиа Арт Музее, Москва. Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
Посетители на выставке «Советский киноплакат 1950-1980-х годов» в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

Следует уточнить, что участие того или иного музея в «Пушкинской карте» отнюдь не означает, что юные обладатели бюджетного «аккредитива» могут беспрепятственно бывать там на любых событиях и посещать любые объекты. В программу включено избранное, о чем можно узнать на портале Министерства культуры РФ или на сайте самого музея.

Многие институции начинали крайне осторожно — с одного-двух мероприятий, но со временем вошли во вкус.

Зачастую к расширению спектра предложений буквально подталкивали посетительские запросы и заявки. Например, из Государственного музея-заповедника «Петергоф», возглавляющего нынешний рейтинг посещаемости, нам сообщили, что свое участие в «Пушкинской карте» там начали с эксперимента: сначала подключили к программе один только историко-культурный проект «Государевы потехи» — как наиболее привязанный к целевой аудитории. Но вскоре стали получать запросы в соцсетях с настоятельными пожеланиями, и сейчас действие программы распространилось на все музейные объекты Петергофа. Подобных случаев набирается не так уж мало, хотя преобладают в перечнях «Пушкинской карты» все-таки отдельные сегменты музейной афиши: конкретные выставки, лекции, мастер-классы, квесты. Порой они готовятся специально для юной аудитории — именно в рамках федеральной программы, что можно считать ее явным плюсом.

Посетители на территории государственного музея-заповедника «Петергоф». 2021. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Посетители на территории государственного музея-заповедника «Петергоф». 2021.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС

К числу недоработок в действующей модели «Пушкинской карты» некоторые наши респонденты отнесли ситуации, когда программа накладывается на собственные музейные правила, предусматривающие бесплатный вход для лиц моложе 18 лет. Это ставит ряд институций перед лицом «упущенной выгоды», то есть недополучения средств из бюджета «Пушкинской карты». А еще звучали сетования на технические сложности при подключении к программе и при дальнейших корректировках.

Но в целом тональность отзывов весьма позитивная.

Почти все говорят о приросте числа посетителей, иногда подкрепляя этот тезис статистикой. Например, Государственный исторический музей высчитал, что «после запуска программы приток молодежной аудитории увеличился на 30%», а в Мультимедиа Арт Музее, Москва говорят, что сейчас «20% посетителей МАММ пользуется „Пушкинской картой“». Екатеринбургский музей изобразительных искусств извещает: «Более 90% электронных билетов в музей приобретаются по „Пушкинской карте“». Кто не приводит цифры, тот выражает воодушевление просто на словах. Вот, скажем, из Курской государственной картинной галереи имени А.А.Дейнеки нам ответили в приподнято-телеграфном стиле: «Идея кажется хорошей. Инерция масс, наблюдавшаяся поначалу, постепенно перерастает в энтузиазм. Чувствуется оживление».

Хотя итоги первого сезона «Пушкинской карты», осень 2021 года — весна 2022 года, официально пока не оглашались, похоже, что и государство признает их успешными или, по крайней мере, обнадеживающими. В конце апреля генеральный директор АНО «Нацио­нальные приоритеты» София Малявина, выступая на всероссийской просветительской акции «Поделись своим знанием. Новые горизонты», сообщила, что в правительстве рассматривается вопрос о продлении этой программы на десятилетие. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+