Депутат Государственной Думы РФ Андрей Гимбатов сообщил о возбуждении уголовного дела по статье о реабилитации нацизма после демонстрации скульптуры «Большая мать» Олега Кулика на ярмарке «Арт Москва» (проходила в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля).
«Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 354.1 УК РФ. В настоящее время по уголовному делу проводятся следственные и процессуальные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего», — говорится в письме из Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве, которое депутат опубликовал в своем Telegram-канале.
Ранее Гимбатов обратился в СК РФ с просьбой о проведении проверки на предмет осквернения символов воинской славы при демонстрации экспонатов на «Арт Москве».
Депутат-единоросс не единственный, кто возмутился показом скульптуры во время проведения ярмарки. Как мы писали ранее, писатель Захар Прилепин, член Совета Федерации Алексей Пушков, депутат Госдумы Александр Хинштейн усмотрели в скульптурной группе Олега Кулика пародию на фигуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Депутат Хинштейн отправил заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием возбудить дело также за «осквернение символов воинской славы России, совершенное публично» (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ предусматривает наказание в виде крупных штрафов или же лишение свободы до трех лет или пяти, если действия совершены группой лиц).
Скульптура «Большая мать» была выполнена Олегом Куликом в сентябре 2018 года и уже демонстрировалась на выставке в Москве. Как писали тогда в пресс-релизе, «автор стремился создавать из нее тела, которые ничего не изображают, кроме самих себя, лишены сексуальной идентичности, социальных, экономических и юридических смыслов». Своими формами скульптура напоминает неолитических Венер, архаический символ плодородия.
Как рассказывал нам сам художник, участник многих российских и зарубежных выставок и биеннале, никакого пародийного подтекста в свое произведение он не закладывал, оно является его личной исповедью и отсылает к художественной традиции использования фигуры женщины-воительницы, восходящей к древним цивилизациям.