С тех пор как в портовой зоне Бейрута прогремел разрушительный взрыв, прошло почти два года. В результате взрыва погибло более 210 человек, около 7 тыс. получили ранения; сильно пострадали исторические районы Геммайзе и Мар-Михаэль. Взрывная волна полностью разрушила многие дома и нанесла огромный ущерб конструкциям и фасадам некоторых из уникальнейших образцов османско-венецианской архитектуры XIX века на Ближнем Востоке.
Французско-ливанский архитектор Аннабель Карим Кассар привлекает внимание к необходимости архитектурной реставрации Бейрута своей новой большой инсталляцией «Ливанский дом. Спасая дом, спасая город» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Откликнувшаяся таким образом на трагедию, Кассар поставила перед собой задачу отреставрировать один из самых выдающихся из дошедших до наших дней образцов османско-венецианской архитектуры в старом Бейруте.
Инсталляция была создана прямо в музее бейрутскими ремесленниками (которые прилетели в Лондон специально для возведения фасада) и представляет собой реконструкцию наиболее примечательного элемента здания — тройного арочного окна. Копия призвана создать ощущение, будто вы бродите по мощеным улочкам ливанской столицы.
Рядом с тройной аркой обустроена традиционная ближневосточная зона отдыха, которая на арабском называется «ливан» и часто располагается в больших прихожих таких домов. Она состоит из удобных напольных подушек, на которых могут отдохнуть посетители. Кассар приглашает их представить себе, что они находятся в бейрутском доме с высокими потолками, залитом средиземноморским солнцем, проникающим через стекло арочных окон.
Инсталляция также включает цифровой архив архитектурных элементов, в том числе балконов, карнизов, деревянных стропильных крыш и расписных потолков, из которых складывается уникальный архитектурный язык Ливана, формировавшийся под влиянием финикийской, античной, византийской культуры и истории, переплетающихся в старинном портовом городе.
Это не первый проект Кассар по сохранению архитектурного наследия Бейрута. Прежде она выиграла международный конкурс проектов по восстановлению старинного рыночного квартала.
«Местное и международное сообщество нужно мобилизовать и напрямую привлекать к защите городского наследия. Реставрация — это не только искусственное воспроизведение истории, но и поиск нового, живого предназначения для традиционных зданий — подход, лежащий в основе моей работы», — объясняет архитектор.