Александр Пономарев — художник невероятной организаторской мощи. Если бы он, профессиональный моряк по первому образованию, решил в середине 1980-х заняться, к примеру, полетами на Марс или лечением онкологических заболеваний, то сегодня болезнь была бы побеждена, а планета колонизирована. Но Александр занялся современным искусством и на этой ниве совершил столько подвигов, сколько простым людям хватило бы на десять жизней. Он на 20 минут убирал с земли и с навигационных карт остров в Баренцевом море (акция «Майя. Потерянный остров», 2000), изображал гальюнную скульптуру на носу идущего под парами корабля, причем дело было в Арктике (акция «Баффинова фигура», теплоход «Академик Йоффе», море Баффина, 2006).
На 53-й Биеннале современного искусства в Венеции Пономарев организовал всплытие разукрашенной подводной лодки в Гранд-канале (проект Subtiziano, 2009). Акция с лодкой является его визитной карточкой: разноцветные субмарины всплывали в Москве-реке напротив храма Христа Спасителя и в Париже в пруду сада Тюильри. Пономарев придумал и провел I Антарктическую биеннале (2017), собрав на затею порядка €4 млн (главным донатором стала Лаборатория Касперского), после чего за художником закрепилась слава гениального фандрайзера. Из свежих достижений — установка динамического объекта «Уроборос» (2021) на плато Гиза в Египте, на фоне древних пирамид.
Применительно к его искусству главными являются вопросы «где?» и «как?». Для Пономарева не существует границ, он выбирает часто труднодостижимые локации, где никогда не было современного, да и вообще никакого, искусства — там и нога человека ступает довольно редко. Победа арта над географией и климатом — это то, с чем художник войдет (уже вошел!) в отечественную и мировую историю. В 2008-м правительство Франции удостоило его звания офицера ордена Искусств и литературы, в 2014-м журнал Foreign Policy назвал его «глобальным мыслителем».
Приуроченная к 65-летию мастера выставка в Музее Москвы объединила основные проекты за последние 30 лет. Помимо прочего, на ней можно увидеть акции «Ветрувианский человек» (ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2015), где художник позировал в гигантском сачке — ветроуказателе, и инсталляцию «Вертикаль» (2007) — перископ высотой 40 м, который был установлен в церкви больницы Сальпетриер в Париже. Впрочем, экспозиция лишь отчасти передает пономаревский размах.
Предисловие к выставке написал легендарный американский искусствовед Джон Боулт, исследователь русского авангарда и создатель Института современной русской культуры (Institute of Modern Russian Culture, IMRC) при Университете Южной Калифорнии. Он называет Пономарева «художником милостью Божьей и адмиралом непотопляемой флотилии искусства».
Представленные на выставке поэтические опусы весьма романтичны. Вот пример:
Оставь свой страх,
Сомнения, леность
И, как старуха на метле,
Мешай любую
Турбулентность
В смертельной
Скрученной петле.
Во дворе Музея Москвы разместился трехтонный арт-объект «Икар» из металла и бетона, неуловимо напоминающий фантастические механизмы японского аниматора Хаяо Миядзаки. Что еще раз подверждает: мир един, а художники — отдельная общность.
Музей Москвы
«Александр Пономарев. Без берегов»
До 31 июля