18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще один шанс восхититься Врубелем, теперь в Петербурге

Михаил Врубель. «Портрет сына художника». 1902. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Портрет сына художника». 1902. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Русском музее не стремились соревноваться с блокбастером, показанным в Новой Третьяковке. В Петербурге произведений Михаила Врубеля меньше — около 200, из них 60 из Третьяковской галереи. Их привозили в последний раз в 1956 году

Врубелевский проект на невских берегах сильно отличается от недавней московской выставки. Кураторская команда Государственного Русского музея во главе с Евгенией Петровой не стремилась соревноваться с блокбастером, показанным в огромных залах Новой Третьяковки. В Петербурге произведений меньше — около 200 картин, рисунков, майолик. Хотя могло быть и еще меньше. По той причине, что важными для понимания Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста, предтечи всего отечественного искусства ХХ века, в котором ему почти не довелось поработать, оказывается несколько десятков работ.

Впрочем, для петербургских поклонников Врубеля важно, что на выставке можно увидеть более 60 произведений художника из собрания Третьяковской галереи. Последний раз их привозили в Ленинград в 1956 году на выставку к 100-летию мастера.

Эпиграфом к нынешнему показу стал «Автопортрет с раковиной», одно из последних изображений Врубелем самого себя. Раковина здесь — символ мастерства художника. Как в изображении моллюсков (только углем и белилами), так и всего остального: людей, пророков, демонов, серафимов.

Михаил Врубель. «Автопортрет с раковиной». Конец 1904 — начало 1905. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Автопортрет с раковиной». Конец 1904 — начало 1905.
Фото: Государственный Русский музей

По сути, все, что создавал Врубель, — это о нем самом. В ранней, неоконченной картине «Гамлет и Офелия» для художника нет заветного шекспировского вопроса. Конечно, быть! «Богатырь» — это Врубель в образе Ильи Муромца, мощный былинный герой, который прокладывает новые пути в искусстве. На картине «Утро» показан юноша, которого будит серафим. Сходство героя с будущими изображениями Демона очевидно. Возможно, это душа художника.

«Портрет Саввы Мамонтова» мрачен, как предчувствие драматической судьбы главного русского мецената эпохи первоначального накопления капитала. Мамонтов помог Врубелю в первые годы жизни в Москве, сделал его главным сценографом в своей частной опере. Но интуиция художника не обманывает.

Самый скромный по размерам зал выставки подобен вспышке — картины «Демон сидящий», «Сирень», «Летящий демон», «Пророк». Мандельштам сказал про глубокий обморок сирени в отношении другого классика. Применимо и к Врубелю. «Пророк» заставляет вспомнить одноименное стихотворение Пушкина. Художник не собирался палитрой жечь сердца людей. Но очень хорошо знал себе цену. О чем говорят расположенные здесь же блестящие рисунки к лермонтовской поэме «Демон». Хрестоматийный «Тамара и Демон» («Я дам тебе все, все земное — / Люби меня!») сопровождается редким «Скачущим всадником» («Несется конь быстрее лани»), который не вошел в издание сочинений Лермонтова, вышедшее к 50-летию со дня его смерти. В поэме конь привозит Тамаре мертвого жениха — у Врубеля еще живой наездник слился с телом животного.

Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения». Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения».
Фото: Государственный Русский музей

Картина «Царевна-лебедь», вероятно, самое известное у массового зрителя произведение Врубеля. Это символический портрет Надежды Забелы, жены и музы художника, в роли Царевны в опере «Сказка о царе Салтане». Сейчас это символ чистой красоты — современники Врубеля видели в этой картине много «театрально-костюмного».

«Царевна-лебедь» подводит к финальному сюжету выставки, который можно назвать «Врубель — Забела, пророк — серафим». Он начинается, на первый взгляд, неожиданно — с картины «Пан». Но известно, что летом 1899 года Врубель и Забела гостили у Марии Тенишевой в имении Талашкино. Как-то художник зачитался рассказом Анатоля Франса «Святой сатир» (дипломированный юрист Врубель знал европейские языки). Затем стер почти законченный портрет жены и за два дня написал «Пана», называя его «Сатиром». И снова художник о себе: если сатирам удавалось развеселить богов, то ему — приблизиться к божественному совершенству.

Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения». Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения».
Фото: Государственный Русский музей

Дальше следуют портреты Забелы. Два самых известных — «на фоне березок» и в шляпке. Неоконченный поздний «Дама в лиловом» выполнен на холсте, отрезанном от нижней части картины «Пророк». Художник символически жертвует своей музе часть себя. «Голова пророка» близка к нескольким автопортретам 1904–1905 годов. А рядом с известной картиной «Шестикрылый серафим» помещен рисунок «Пророк и серафим» из собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина. 

Государственный Русский музей
«Михаил Врубель»
До 14 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+