Если вы думаете, что выставка обещает букеты сирени в духе Петра Кончаловского, то ошибаетесь. Скорее, это необычный образ сада, воплощенный в живописи, фотографии, видео, скульптуре, а также инсталляциях из коллекции основательницы фонда Марианны Сардаровой. Основу ее собрания составляет советское неофициальное искусство и работы современных художников. Есть в личной коллекции и послевоенное западное искусство. Настоящая выставка представляет собой микс из 60 отечественных и западных художников. Внимания прежде всего заслуживают западные звезды Роберт Мэпплторп, Эрвин Олаф, Ирвин Пенн, Рууд ван Эмпел и другие, потому как неизвестно, в каком еще проекте мы их в ближайшее время увидим. Например, умерший в 1989‑м, в 42 года, от СПИДа Мэпплторп прославился фотографиями мужских и женских атлетических тел, эротический символизм пронизывает все его творчество, в том числе изображения цветов. Цветочные натюрморты голландца Эрвина Олафа (р. 1959) стилизованы под голландский же натюрморт XVII века (например, Яна Брейгеля), только вот мертвые птички представлены на них с ужасающим натурализмом. Рууд ван Эмпел (р. 1958) живет в Амстердаме. Каждая его работа получается благодаря совмещению десятков отдельных изображений, и в результате как бы реалистическая картина становится сильно ярче и четче реальности и приобретает иронический подтекст.
Американский фотограф Ирвин Пенн (1917–2009) считался классиком fashion-фотографии XX века. Его цветочные композиции имитируют мир людей: бутоны пребывают в смятении или смущении, демонстрируют воодушевление или усталость.
Западный блок дополнен русскими именами: работами «неукрощенного модника» Андрея Бартенева, металлическими цветами — скульптурой живого классика Игоря Шелковского, произведениями Евгения Антуфьева, занимавшего в 2017-м второе место в топ-100 молодых художников России по версии нашей газеты.
Как пишут организаторы, на первый взгляд, цветы ассоциируются с безобидной красотой, но на самом-то деле современные художники с помощью цветов выражают широчайший спектр идей — гендерных, социальных, политических.
Команда Ruarts считает сад образом многогранным — опасным, манящим, интригующим и, что актуально, несущим умиротворение. Сад — символ рая на земле и одновременно метафора душевного баланса. «Поиск гармонии между миром и человеком определил основное содержание работ» (из пресс-релиза). Сад как место встреч или, наоборот, уединения. Тема уединения, то есть внутреннего сада, проходит через выставку магистральной линией. Из всех вариантов бегства от действительности этот самый симпатичный.
Фонд Ruarts
«Все в сад!»
До 27 ноября