Выставка под названием «Путешествия. Художественная коллекция семьи Больковац» должна была открыться в Национальном музее Словении в Любляне 8 июня. Однако незадолго до события вспыхнул скандал, заставивший вмешаться министерство культуры страны, а затем делом занялась полиция. Открытие сначала было перенесли, а потом отменили вовсе. В итоге директор музея был вынужден уйти в отставку. Где сейчас находятся подозрительные работы — неизвестно.
Большой массив временно предоставленных на выставку картин происходил якобы из собрания покойного Йосипа Больковаца, который занимал пост первого министра внутренних дел Хорватии с 1990 по 1991 год. Всего семья передала музею около 180 произведений искусства, предположительно созданных великими художниками ХХ века, среди которых немало русских: Эдгаром Дега, Василием Кандинским, Казимиром Малевичем, Анри Матиссом, Жоаном Миро, Эдвардом Мунком, Пабло Пикассо, Анри де Тулуз-Лотреком, Уильямом Тёрнером, Марком Шагалом. В списке также Жорж Брак, Винсент ван Гог, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Марино Марини, Амедео Модильяни, Клод Моне, Джорджо Моранди, Камиль Писсарро. Еще до скандала нынешний владелец работ Нико Больковац пояснял газете «Дело», что в прошлом он руководил галереей Gallus и частную коллекцию предка пополнил приобретениями на аукционах.
Незадолго до открытия выставки критический сюжет о ней выпустил новостной телеканал N1, а искусствоведы начали забрасывать Министерство культуры обеспокоенными письмами.
«Дело скандальное», — рассказал N1 историк искусства и независимый арт-критик Бране Кович. Если бы это действительно были работы авторов, указанных в подписях, по мнению Ковича, их стоимость составила бы около €1 млрд. «Страховка за подобную коллекцию, которую пришлось бы оплатить Национальному музею, в несколько раз превысила бы его годовой бюджет, — пояснил он. — Это жуть, пачкотня, рисунки, которые их предполагаемые авторы не могли бы нарисовать даже в глубоком запое». Как поясняет Кович, работы предлагались и другим учреждениям, но везде были отвергнуты. Почему же они были приняты Национальным музеем Словении? «Проблема в том, что выставку готовили некомпетентные люди, не занимающиеся изобразительным искусством. Директор Павел Цар — коллекционер орденов и мундиров, а координатор выставки Андрей Шемров — нумизмат», — считает Бране Кович.
Министерство культуры Словении вынуждено было созвать специальное совещание, на котором эксперты изучили документы, связанные с принятыми на выставку произведениями. Директор музея Павел Цар объяснял на заседании, что видел только сертификаты подлинности картин, и признал, что можно было бы сделать больше, например изучить каталог-резоне каждого художника (это входит в стандартную процедуру комплексной экспертизы).
Выставку решили делать всего несколько недель назад.
Radio Prvi сообщило, что проект был анонсирован всего за два дня до даты намеченного открытия. Павел Цар объяснил это тем, что в музее обнаружили, что у них есть свободные выставочные площади и решили с минимальными затратами привлечь посетителей на летний период. И добавил, что музей на организацию проекта денег не потратил. Министерство культуры подтвердило, что никакой финансовой компенсации музеем получено не было; однако изучение документов будет продолжаться.
Большинство сотрудников Национального музея Словении дистанцировались от «непрофессиональной и неэтичной практики организации выставки» в заявлении, подписанном 51 из 72 служащих. «Мы решительно осуждаем злоупотребление именем учреждения и самой профессией музейщика, которое нанесло большой ущерб репутации Национального музея Словении и всех словенских музеев и галерей», — говорится в заявлении.