18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дачные виды, чайки в порту и нарядные девушки: лето в In artibus

Татьяна Маврина. «Икша». 1976. Фрагмент. Фото: Фонд In artibus
Татьяна Маврина. «Икша». 1976. Фрагмент.
Фото: Фонд In artibus
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

«Летняя выставка» фонда In artibus представляет живопись и графику из частных собраний. Общей темой лета объединены работы 20 художников, в их числе Илья Машков, Татьяна Маврина, Ростислав Барто и Владимир Вейсберг

Этим летом новая экспозиция фонда In artibus так и называется — «Летняя выставка», на которой представлено более 60 произведений живописи и графики из частных собраний. Общей темой лета объединены работы 20 совершенно разных представителей отечественного искусства — от героев больших музейных ретроспектив вроде Ильи Машкова и Татьяны Мавриной до замечательных представителей русского модернизма, чье творчество только в последние годы открывается широкой публике (Александр Ведерников, Константин Истомин, Вячеслав Пакулин). На выставке можно увидеть и работы советских мастеров, в том числе Екатерины Зерновой, Николая Ромадина и Ольги Яновской, и произведения ныне здравствующих художников, чьи персональные выставки состоялись в фонде за последние годы, например Бориса Касаткина и Владислава Разгулина.

Николай Ромадин. «Молодая яблоня». 1958. Фото: Фонд In artibus
Николай Ромадин. «Молодая яблоня». 1958.
Фото: Фонд In artibus

Хотя сюжеты, которые укладываются в летнюю тематику, чрезвычайно разнообразны — тут и пыльные улицы душных городов, и букеты цветов в дачных интерьерах, и освещенные солнцем девушки в легких платьях, — общий настрой выставки остается мажорным. Это те самые «покой и радость», которые ощущаются, несмотря ни на что, всякий год с наступлением лета.

Не менее важно, что столь нейтральная и даже легкая тема позволяет продемонстрировать все многообразие пластических форм и сосредоточиться на художественном качестве произведений.

Пропитанная теплом и све­том жаркого полдня работа Николая Ромадина изображает согнувшееся под тяжестью наливных яблок дерево — из тех, что есть в каждом дачном саду. После такого триумфа реализма верхом художественного обобщения кажется «Икша» Татьяны Мавриной, где изображение знаменитого подмосковного озера сводится к сопоставлению ярких цветовых пятен и линий.

Своеобразие художественных приемов конкретных авторов можно наблюдать, выбрав на выставке лишь один мотив или жанр.

Ростислав Барто. «Женский портрет». 1940-е. Фрагмент. Фото: Фонд In artibus
Ростислав Барто. «Женский портрет». 1940-е. Фрагмент.
Фото: Фонд In artibus

Взять, например, женские портреты Антонины Софроновой, Ростислава Барто и Владимира Вейсберга. Картина Вейсберга «Маша Либединская» 1958 года необычайно важна как пример переходной работы в творчестве художника: тут еще сохраняются яркие краски в виде цветных кругов на одежде, но светлое платье девушки почти сливается с сероватым фоном, и это предвестник будущего приема мастера «белое на белом». «Женский портрет» Антонины Софроновой 1935 года, в свою очередь, обнаруживает влияние Альбера Марке, а вместе с романтическим образом девушки, созданным Ростиславом Барто в 1940-м, они — учитывая годы создания — могут служить примером внутренней эмиграции художника, эскапизма и бегства от диктата соцреализма. 

In artibus
«Летняя выставка»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+