Этим летом новая экспозиция фонда In artibus так и называется — «Летняя выставка», на которой представлено более 60 произведений живописи и графики из частных собраний. Общей темой лета объединены работы 20 совершенно разных представителей отечественного искусства — от героев больших музейных ретроспектив вроде Ильи Машкова и Татьяны Мавриной до замечательных представителей русского модернизма, чье творчество только в последние годы открывается широкой публике (Александр Ведерников, Константин Истомин, Вячеслав Пакулин). На выставке можно увидеть и работы советских мастеров, в том числе Екатерины Зерновой, Николая Ромадина и Ольги Яновской, и произведения ныне здравствующих художников, чьи персональные выставки состоялись в фонде за последние годы, например Бориса Касаткина и Владислава Разгулина.
Хотя сюжеты, которые укладываются в летнюю тематику, чрезвычайно разнообразны — тут и пыльные улицы душных городов, и букеты цветов в дачных интерьерах, и освещенные солнцем девушки в легких платьях, — общий настрой выставки остается мажорным. Это те самые «покой и радость», которые ощущаются, несмотря ни на что, всякий год с наступлением лета.
Не менее важно, что столь нейтральная и даже легкая тема позволяет продемонстрировать все многообразие пластических форм и сосредоточиться на художественном качестве произведений.
Пропитанная теплом и светом жаркого полдня работа Николая Ромадина изображает согнувшееся под тяжестью наливных яблок дерево — из тех, что есть в каждом дачном саду. После такого триумфа реализма верхом художественного обобщения кажется «Икша» Татьяны Мавриной, где изображение знаменитого подмосковного озера сводится к сопоставлению ярких цветовых пятен и линий.
Своеобразие художественных приемов конкретных авторов можно наблюдать, выбрав на выставке лишь один мотив или жанр.
Взять, например, женские портреты Антонины Софроновой, Ростислава Барто и Владимира Вейсберга. Картина Вейсберга «Маша Либединская» 1958 года необычайно важна как пример переходной работы в творчестве художника: тут еще сохраняются яркие краски в виде цветных кругов на одежде, но светлое платье девушки почти сливается с сероватым фоном, и это предвестник будущего приема мастера «белое на белом». «Женский портрет» Антонины Софроновой 1935 года, в свою очередь, обнаруживает влияние Альбера Марке, а вместе с романтическим образом девушки, созданным Ростиславом Барто в 1940-м, они — учитывая годы создания — могут служить примером внутренней эмиграции художника, эскапизма и бегства от диктата соцреализма.
In artibus
«Летняя выставка»
До 31 июля