В Москве стало одним аукционным домом больше. Он занимается только графикой и предлагает знаточеский клубный подход к каждому произведению, ведь он организован настоящими любителями своего предмета. Его создателями выступили коллекционер Сергей Подстаницкий и Степан Вишневский, правнук легендарного русского коллекционера начала XX века Феликса Вишневского, основателя музея Василия Тропинина. В субботу 30 июля состоятся уже вторые торги дома, топ-лотом которых стал акварельный эскиз костюма царя к спектаклю Всеволода Мейерхольда «Царь Федор Иоаннович», созданный Дмитрием Стеллецким до Первой мировой войны — чрезвычайно редкий период на арт-рынке.
«Коллекционерского общения всем катастрофически не хватает, — объясняет причины возникновения нового аукционного дома Сергей Подстаницкий. — Эта проблема появилась во время пандемии, и тогда в интернете был создан Клуб коллекционеров графики. Потом костяк клуба перешел в офлайн; на наши встречи каждый приносил одну-две работы. Однако всем этого было мало, и мы стали делать выставки». Сейчас клуб провел уже восемь выставок — в музее-заповеднике «Царицыно», фонде In artibus, галерее «Ковчег». Последнюю, «Кошки, котики, котята» — в пространстве особняка Вишневских, который, таким образом, впервые смогла увидеть публика.
В маленькой купеческой усадьбе XIX века в Щетининском переулке жило семейство любителя искусств профессора Петухова, который смог передать ее, уже в советское время, энтузиасту-коллекционеру Феликсу Вишневскому. Уникальное собрание и главное здание усадьбы Вишневский завещал государству (теперь это Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени), а его наследники продолжали жить в двухэтажном домике во дворе.
«Когда сюда въехал мой прадед в 1969 году, — рассказывает Степан Вишневский, — это была трущоба. Здесь он жил и держал здесь часть личной коллекции. И здесь же умер. Потом дом переходил по наследству; я здесь вырос. Дом к тому времени был в совсем плохом состоянии. Несколько лет назад я занялся реставрацией: пол на первом этаже полностью сгнил (сейчас переводы из красной сосны попилены на дрова и лежат во дворе). Теперь новый независимый пол стоит на своей платформе и не опирается на старый фундамент, не тянет сруб вниз. Пришлось поменять нижний венец. Зато внешнюю обшивку стен смогли сохранить, она дореволюционная. Карнизы, двери, ручки, частично паркет — это все старое». Сейчас второй этаж дома сохраняет мемориальную атмосферу, и именно эти несколько комнат стали площадкой сначала для предаукционной выставки, а потом и для самих торгов.
Первый аукцион был посвящен анималистике XVI–XXI веков, понятой достаточно широко. Хронология торгов начиналась с гравюры XVI века «Иоав коварно убивает Амессая», где за библейским злодеянием наблюдает толстый кот. Интересно, что автора гравюры, Ганса Вейдица, прижизненного иллюстратора Петрарки, удалось определить уже в процессе подготовки каталога. В этом один из плюсов нового аукционного дома. Было продано более трети лотов. Самым дорогим стал лист 1831 года с собачкой, наблюдающей за игрой в шахматы, — «Стоянка калмыков» Георга Опица (300 тыс. руб.). Наибольший интерес вызвал раздел рисунков к детским книжкам. Например, «Волк и Лиса» Юрия Васнецова ушел за 70 тыс. руб. Яростные баталии велись за вещи Владимира Лебедева и Владимира Конашевича.
Всего на второй аукцион Клуба коллекционеров графики будет выставлено 218 лотов графики с XVI по XXI век, среди которых портретные литографии и рисунки Ильи Репина, карикатура с собакой, спящей на красном флаге, Филиппа Малявина, архитектурные эскизы Федора Шехтеля из семьи Вишневских, парные портреты знаменитого акварелиста середины XIX века Владимира Гау (это самый дорогой лот торгов, его стартовая цена 600 тыс. руб.). Есть и несколько современных молодых художников. Например, серия работ Ивана Бекетова, чьи рисунки на прошлом аукционе показали наибольший рост цены.
Осенью планируется продажа качественной графической коллекции из наследия известного коллекционера (имя пока не раскрывается) — с выставкой, которая пройдет в музейном пространстве, и каталогом.