18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Человейник» Ансельма Кифера принимает первых посетителей

В ландшафт гигантского арт-комплекса вписано несколько художественных инсталляций. Фото: Charles Duprat
В ландшафт гигантского арт-комплекса вписано несколько художественных инсталляций.
Фото: Charles Duprat
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Эту территорию во французском Баржаке нельзя назвать музеем в привычном понимании, но она неизбежно будет притягивать к себе паломников со всего света. Правда, устроители La Ribaute пока открещиваются от намерений сделать ее центром массового туризма

Огромный арт-комплекс Ансельма Кифера в Баржаке на юге Франции, который называют «человейником», наконец открылся для публики. Правда, количество посетителей достопримечательности под названием La Ribaute будет ограниченным. «Цель „Эсхатона“ — Фонда Ансельма Кифера, который управляет La Ribaute, состоит в том, чтобы обеспечить доступ общественности, а не развивать массовый туризм, по крайней мере в ближайшие годы», — говорит Янне Сирен, президент попечительского совета фонда и директор Художественной галереи Олбрайта — Нокса в Буффало в штате Нью-Йорк. «Посещая La Ribaute, который занимает более 40 га, нужно быть готовым к прогулкам», — предупреждает он.

La Ribaute, старую шелковую фабрику в Баржаке в 70 км к северо-западу от Авиньона, Кифер приобрел в 1992 году, покинув Германию. Территория эта развивалась постепенно, здесь появились новые здания, уличные инсталляции, подземные помещения и пятиуровневый бетонный амфитеатр. Сам художник жил здесь до 2007 года, после чего переехал в новую студию в Круасси на окраине Парижа.

Художник Ансельм Кифер. Фото: Barbara Klemm
Художник Ансельм Кифер.
Фото: Barbara Klemm

«В ландшафт вписано несколько художественных инсталляций, соединенных между собой дорожками и подземными тоннелями, которые спроектировал художник, — рассказывает Сирен. — Баржак продолжает оставаться для него второй по важности резиденцией, особенно летом. Можно сравнить концепцию фонда с проектом в Марфе (небольшой город в Техасе, ставший центром современного искусства по инициативе американского скульптора Дональда Джадда. — TANR). Это пространство для художников, теперь принадлежащее фонду, цель которого — сохранить искусство для потомков».

La Ribaute действительно разросся и насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. «Кифер добавил свои штрихи к этим пространствам; в некоторых есть скульптуры, в других — картины, — говорит Сирен. — В последние годы, начиная с Вольфганга Лайба в 2014-м, он приглашал художников, с которыми чувствовал родство, предлагая им создавать постоянные инсталляции для экосистемы La Ribaute. В июле свои работы представляет последняя по времени участница программы Моника Бонвичини». В программе также принимали участие Лори Андерсон и Вали Экспорт.

Один из ключевых объектов La Ribaute — амфитеатр, спроектированный Ансельмом кифером из старых промышленных контейнеров. Фото: Charles Duprat
Один из ключевых объектов La Ribaute — амфитеатр, спроектированный Ансельмом кифером из старых промышленных контейнеров.
Фото: Charles Duprat

По словам Сирена, проект отражает «транснациональный» подход Кифера. «Эсхатон» — Фонд Ансельма Кифера воплощает, как сказано в официальном заявлении, «заинтересованность Кифера в единстве Европы и постоянном обмене между культурами». Деятельность фонда охватывает три страны: Австрию, где находится его штаб-квартира, Германию, как место рождения художника, и Францию.

Билет в La Ribaute, куда можно будет попасть в летние месяцы, стоит €25, но для жителей Баржака вход бесплатный. «Гос­подин Кифер был необычайно щедр по отношению к фонду, — поясняет Янне Сирен, — предоставив нам не только внушительные материальные активы, но и обширные финансовые ресурсы. Доходы от билетов частично покрывают наши операционные расходы, также есть фандрайзинг, но в целом все это стало возможным благодаря щедрости господина Кифера в предоставлении финансирования».

La Ribaute насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. В некоторых есть скульптуры, в других — картины. Фото: Eschaton — Anselm Kiefer Foundation
La Ribaute насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. В некоторых есть скульптуры, в других — картины.
Фото: Eschaton — Anselm Kiefer Foundation

Тем временем сам художник сейчас занял огромный зал во Дворце дожей в Венеции. Там демонстрируется серия его картин, вдохновленных такими итальянскими мастерами, как Тинторетто и Андреа Вичентино (до 29 октября). Огромные работы написаны цинком, свинцом, золотом, содержат фрагменты одежды и даже тележек из супермаркетов. «Надеюсь, что эти произведения обретут дом, где смогут существовать как единый великолепный ансамбль», — говорит Сирен. Пока же их будущее, по информации представляющей Ансельма Кифера галереи Gagosian, еще не определено. 

Материалы по теме:
Образы Венецианской биеннале
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+