Необходимость реконструкции Национальной галереи стала очевидной после того, как в 2003 году она слилась с Музеем архитектуры, Музеем декоративного искусства и дизайна и Музеем современного искусства. Экспозиция увеличилась в разы, что потребовало принципиального расширения выставочных пространств. В 2019 году Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло (Nasjonalmuseet) закрылся на реконструкцию. Проектом занималось немецкое архитектурное бюро Kleihues + Schuwerk, отвечавшее также за перестройку Пергамского музея в Берлине. На реализацию смелого проекта потратили более 6 млрд норвежских крон (около $671 млн). И вот теперь открытие, сдвинутое из-за пандемии на год, все же состоялось.
Строительство нового здания Национального музея стало частью проекта по преобразованию прибрежной зоны Осло. Рядом возвышается над водой новый музей Эдварда Мунка — Munch, открытый в прошлом году и занимающий 13-этажную башню. Здание Национального музея расположено в другой части фьорда, рядом с паромными портами и напротив городской ратуши, за двумя старыми корпусами железнодорожного вокзала, в одном из которых сейчас находится Нобелевский центр мира. Глядя на длинный и низкий музей, трудно оценить его истинный масштаб — это можно сделать только с воздуха. Размерами он превосходит амстердамский Рейксмузеум и Музей Гуггенхайма в Бильбао, его общая площадь составляет более 54 тыс. кв. м, а выставочная — около 13 тыс. кв. м.
При строительстве здания использовались дуб, бронза и мрамор, чтобы сделать все «на века».
«Сланец на фасаде — это камень, который может служить веками и изящно стареть. То же самое дубовые полы. Может быть, было бы проще или дешевле купить линолеум, но тогда его нужно будет менять через пять-десять лет», — говорит директор Национального музея Карин Хиндсбо.
Проект разрабатывался и с учетом экоповестки. Предполагается, что музей будет вдвое меньше вредить природе, чем аналогичные здания, построенные по старым нормам. Для отопления и охлаждения будет использоваться вода из фьорда. На крыше музея устроена терраса, откуда открывается прекрасный вид на город и воду. А одним из самых впечатляющих стал зал Света — пространство для временных выставок, издалека светящееся, словно маяк.
В почти 100 залах Национального музея рассказывается вся история изобразительного искусства и культуры от древности до наших дней. Там можно увидеть буквально все — от античных скульптур и китайских ваз эпохи Мин до новейшего искусства. Что необычно для музея в центре города — он включает в себя хранилище для большинства из 400 тыс. предметов коллекции, а также офисы, реставрационные мастерские и фотостудии.
Как говорит Карин Хиндсбо, музейщикам теперь гораздо проще взаимодействовать друг с другом. «Например, мы недавно нашли в объединенной коллекции эскизы „Мадонны“ Эдварда Мунка, подтверждающие гипотезу о том, что версия Национального музея является самой первой. Сотрудничество между различными отделами становится намного проще, когда мы все собрались под одной крышей», — рассказывает директор.
В то же время есть и свои трудности. Было непросто выстраивать экспозицию заново, буквально с нуля. После долгих обсуждений было решено показывать коллекцию, используя традиционную хронологическую модель. На первом этаже представлены дизайн и декоративно-прикладное искусство, на втором — изобразительное искусство. Именно там можно найти, например, «Зимнюю ночь в горах» (1914) Харальда Сольберга, признанную любимой картиной Норвегии. Произведения норвежского искусства перемежаются здесь с работами выдающихся зарубежных мастеров: Винсента ван Гога, Пабло Пикассо, Поля Сезанна. Одним из главных пространств стал зал, посвященный Мунку. Он напоминает тот, что был в старой Национальной галерее. Всего в этом зале 18 картин, в том числе «Автопортрет с сигаретой» (1895), «Девушки на мосту» (1901), а также «Крик» 1893 года. Дальше представлено современное искусство.
Объединение коллекций заставило Национальный музей обратить внимание на пробелы в его собрании.
«Мы видим очевидные проблемы с гендерным балансом, особенно когда речь идет о старых работах, — отмечает Хиндсбо. — Можно добиться его в современном искусстве, но не так просто это сделать, когда мы говорим об искусстве XIX века, или XV, или XVI. Так что наши кураторы потратили довольно много времени на исследования и поиск экспонатов. Мы также уделяем особое внимание саамскому искусству. Я думаю, еще совсем недавно были люди, которые считали, что в Национальном музее для него нет места». И это внимание к искусству саамов, коренного народа Крайнего Севера Скандинавии, заметно уже при входе в музей. Первое произведение, которое вы видите, — Pile O’ Sápmi Supreme, работа 2017 года Марет Анне Сара, саамской художницы, которая в настоящее время выставляется в Северном павильоне на Венецианской биеннале.
Еще один способ, с помощью которого музей расширяет список экспонатов, — это партнерство с семейной коллекцией Фредриксен. Современная коллекция музея состоит в основном из норвежских художников, и ее можно дополнить работами из собрания международного искусства за последние 90 лет, составленного сестрами-миллиардерами Катрин и Сесили Фредриксен в память об их матери Ингер Аструп Фредриксен. На первой выставке представлены такие художницы, как Симона Ли, недавно получившая «Золотого льва» Венецианской биеннале, и Шейла Хикс.
Первой выставкой в зале Света в новом музее стал проект «Я называю это искусством», представляющий собой срез современного норвежского искусства c акцентом на малоизвестных художниках. На открытый конкурс поступило более 1 тыс. заявок, из которых кураторы отобрали около 150. Среди других крупных выставок, которые покажут в Национальном музее в этом и в начале следующего года, — «Пиранези и современность», «Грейсон Перри», «Луиз Буржуа» и «Семейная комиссия Фредриксен. Лор Пруво».