18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Космические интерьеры Галины Балашовой: более земные, чем на Земле

Галина Балашова. Эскиз орбитальной станции «Мир». Фото: DOM publishers
Галина Балашова. Эскиз орбитальной станции «Мир».
Фото: DOM publishers
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Иллюстрированный альбом-монография, выпущенный к 90-летию создательницы орбитального дизайна, показывает ее работу в самых разных аспектах. Особый интерес представляют эскизы проектов Балашовой, прежде мало кем виденные

Еще до начала эпохи освоения космоса художники и архитекторы, увлеченные идеями космизма, грезили созданием внеземных жилищ для человека. Так, Казимир Малевич фантазировал о планитах для землянитов, то есть воздушных домах для землян, его ученик Лазарь Хидекель делал эскизы космической архитектуры на основе супрематических форм, а Георгий Крутиков в 1928 году произвел фурор своим дипломным проектом «Летающего города». То, что было для них утопией, стало рабочей рутиной для Галины Балашовой, которая на протяжении почти 30 лет занималась проектированием интерьеров космических кораблей и орбитальных станций для советской космической программы.

Имя этой женщины, на практике ставшей пионером космического дизайна и архитектуры, легко могло кануть в Лету: труд ее в советское время был засекречен, а подписывать работы, как правило, запрещалось. Вывести Балашову «из сумрака анонимности» взялся немецкий архитектор и издатель Филипп Мойзер. В 2015 году он организовал ее персональную выставку во Франкфурте-на-Майне и подготовил альбом-монографию, который сегодня переиздан в усовершенствованном, юбилейном варианте (героине альбома в конце прошлого года исполнилось 90 лет) на трех языках: русском, английском и немецком. В книге представлены десятки чертежей и акварельных эскизов, визуализирующих интерьеры для невесомости (один из них — прямо на обратной стороне супер­обложки), а также автобиография Балашовой, интервью с ней и другие материалы. Сейчас ее проекты хранятся в московском Музее космонавтики.

Мойзер Ф. «Галина Балашова. Архитектор советской космической программы». Берлин: DOM publishers, 2022 192 с.: ил.
Мойзер Ф. «Галина Балашова. Архитектор советской космической программы». Берлин: DOM publishers, 2022 192 с.: ил.

Из книги мы узнаем, что Галина Балашова была привлечена к работе в особом конструкторском бюро ОКБ-1 еще при жизни Сергея Королева. Тогда, в 1963 году, там был спроектирован корабль «Союз», пригодный для длительных полетов. Если в прежних кораблях, «Восток» и «Восход», человек помещался в тесном спускаемом аппарате, то теперь ему требовалось пространство для жизни на орбите — этот отсек стали называть орбитальным. Сделать его уютным поручили Балашовой. Так в «Союзе» появился условный «сервант», где были спрятаны разнообразные приборы, и «диван» для отдыха. Поверхности были обиты ворсистой тканью, к которой можно было крепить предметы — и даже самих себя — при помощи липучек. В ходе совместной миссии «Союз — Аполлон» американские астронавты отметили, что чувствуют себя на советском корабле как в хорошем отеле — у них на «Скайлэбе» все было в металле и использовались неудобные крепления.

Подход Балашовой к оформлению орбитальных отсеков был прежде всего гуманистическим. Она отказалась от футуристических интерьеров, подчеркивающих состояние невесомости, в пользу интерьеров, учитывающих человеческие привычки. Иллюзию «весомости» архитектор создавала, используя цвет: «пол» был темным, а «потолок» — светлым. Принцип, по ее словам, был таков: «Если сделать помещение удобным для жизни на Земле, то оно будет удобным и в космосе. Больше того: надо делать даже более земное, чем на Земле!»

Галина Балашова. Интерьер Лунного орбитального корабля (1970). Фото: DOM publishers
Галина Балашова. Интерьер Лунного орбитального корабля (1970).
Фото: DOM publishers

Книга развеивает романтический флер, которым для многих окутана профессия Балашовой. Архитектор рассказывает, например, как начальство вынудило ее отказаться от авторского паспорта (и соответственно, от авторских отчислений) на эмблему программы «Союз — Аполлон», утвержденную в НАСА и облетевшую весь мир на сувенирной продукции. А над схемой компоновки пространства станции «Мир», которая затем использовалась и при проектировании МКС, она трудилась, уже выйдя на пенсию и подрабатывая, как ни удивительно, сторожем.

Пожалуй, самое поэтичное в профессии «космического архитектора» — то, что реализованные проекты бесследно пропадают для зрителя: парят где-то на орбите или сгорают в атмосфере Земли, ведь по окончании миссий космонавты возвращаются домой в специальных спускаемых капсулах, тогда как остальные детали корабля превращаются в космический мусор. Однако мы можем ознакомиться с творчеством Балашовой в формате «бумажной архитектуры» на страницах красивой книги. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+