Центральная тема новой Manifesta, исследующей, каким образом создавать истории и делиться ими с другими культурами и сообществами, актуальна как никогда. Столица молодого государства, которое с момента своего возникновения переживает кризисы, вызванные во многом именно конфликтом культурно-исторических нарративов, Приштина идеально подходит для проведения странствующей европейской биеннале. Согласно сербской конституции, территория Республики Косово является частью Республики Сербия и входит в ее состав как Автономный край Косово и Метохия, однако фактически Косово властями Сербии не контролируется. В свою очередь, северная часть Косово, населенная преимущественно сербами, не подчиняется властям в Приштине.
Частично признанное государство, образованное в 1991 году на останках Социалистической Федеративной Республики Югославия и с тех пор существующее в состоянии затяжного конфликта. Притязания сербов основываются на принципах исторического права (уже в XII–XIV веках эти земли входили в состав сербского государства); массовый исход сербов из Косово происходил в XIV и XVII веках, когда эти территории были под властью турок. На освободившиеся земли пришли албанцы — или вернулись. Албанцы настаивают на преобладании этнического права — есть теория иллирийского происхождения албанского этноса, издревле занимавшего эти земли. В результате балканских войн 1912–1913 годов большая часть территории Косово вошла в состав Сербии. Тогда же было образовано независимое Албанское государство. В годы Второй мировой войны большая часть Косово была включена в состав Албанского королевства (итальянского протектората).
В 1944 году, во многом благодаря усилиям косовских партизан, территория края была освобождена и вновь вошла в состав Югославии. В 1981 году в крае прошли массовые манифестации с требованием предоставить Косово статус полноправной республики в рамках Югославии, вылившиеся в кровавые столкновения и подавленные федеральными войсками. Сербо-албанский антагонизм обострился после прихода к власти в Сербии Слободана Милошевича, и в 1991 году было провозглашено создание независимой Республики Косово. Началась партизанско-террористическая война, жертвами которой стали сотни мирных югославских жителей, чиновников и военных. В 1999 году в военные действия вмешалась НАТО.
В 2010-х годах при поддержке ЕС произошло смягчение отношений между Сербией и Косово, однако в последние дни июля 2022 года они вновь стали напряженными. В Северном Косово, где живут преимущественно сербы, обострилась обстановка из-за планов властей Косово выдавать въезжающим из Сербии временные документы, а также менять сербские автомобильные номера на косовские. Местные жители-сербы начали блокировать дороги и строить баррикады. На настоящий момент власти Косово заявили, что откладывают нововведения на месяц. TANR
Для жителей Косово, имеющих возможность посещать без визы всего четыре государства, Manifesta 14 (до 30 октября) стала крупным событием, которое помогло привлечь в страну журналистов и любителей искусства со всего мира и дало надежду на то, что их родина может стать неотъемлемой частью европейского и мирового сообщества.
Приехавшие коллекционеры и галеристы, а также принимающие участие в выставке художники и институции отзываются о Manifesta 14 комплиментарно. Они отмечают высокое качество большинства работ, восхищаются творческой энергией и талантом молодых косовских художников, наслаждаются атмосферой веселого беспорядка и гостеприимством людей и города, который в первые выходные после открытия выставки приветствовал гостей приемами, перформансами и концертами.
Manifesta 14, представляющая работы более 100 художников (половина из них либо из Косово, либо из стран Западных Балкан), сконцентрирована вокруг отеля Grand Hotel Prishtina, на крыше которого установлена инсталляция Петрита Халилая, представлявшего Косово на Венецианской биеннале в 2013 году.
Выставка проходит раз в два года, в 2020 году был пропуск из-за пандемии. У Manifesta 14 в Приштине радикально локальный состав: из 103 участников, среди которых 25 коллективов, 39% — косовского происхождения, самое большое количество местных среди всех выпусков этой странствующей европейской выставки. Еще 26% участников — из стран Западных Балкан, а это означает, что 65% всех художников и арт-групп — из этого региона. Также 56% индивидуальных участников — женщины, а 3% — небинарные персоны. Девиз проекта Мatters what worlds world worlds: how to tell stories otherwise можно приблизительно перевести как «То, как рассказана история, имеет значение». Он был воплощен его креативным медиатором Кэтрин Николс. TANR
Внутри самого отеля экспозиция разделена на несколько тематических блоков по этажам. Кое-какие из видеоработ, например «Письмо моему другу» Эмили Ясир, кажутся слишком длинными для формата выставки. Но их уравновешивают такие произведения, как «Странники» албанского художника Адриана Пачи, исследующего эмоциональные аспекты миграции, и трогательное видео «Во имя отца» Алкеты Джафа-Мрипы, в котором она купает своего пожилого отца. Инсталляция Лоуренса Абу Хамдана «Список свидетелей» продолжает серию его работ, анализирующих свидетельства политических заключенных, а молодые косовские художники Брилант Милазими, Дардан Жегрова и Дорунтина Кастрати при помощи живописи, мультимедийной скульптуры и иммерсивной инсталляции создают странные и порой тревожащие миры в длинных коридорах и пыльных номерах отеля.
Помимо отеля, по усеянным кафе городским улицам разбросано еще 25 площадок биеннале. В их числе памятник, который Уго Рондиноне обернул фиолетовой фольгой, Большой хамам XV века, где Тихару Сиота создала производящую очень сильное впечатление воздушную инсталляцию из красных нитей и написанных от руки на бумаге личных историй сотен жителей Косово, а также универмаг Gërmia с инсталляцией Албана Муджи в виде маленького домика на крыше.
В Национальной галерее Косово Алевтина Кахидзе интригует и шокирует исследованиями инвазивных видов растений, изображениями разбомбленных украинских зданий в виртуальной реальности и рисунками, сделанными ею в подвале ее дома под Киевом этой весной.
Групповая выставка болгарских художников «Селфсплейнинг» («Триумф эмпатии») на факультете искусств Университета Приштины, которую курировал Софийский институт современного искусства, собрана очень удачно. Особого упоминания заслуживают фотографии Николы Милова, пришедшего в костюме Санта-Клауса в хоспис к умирающей матери, и жизнеутверждающая видеоработа Мариэлы Гемишевой о пожилых женщинах, устраивающих показ мод.
Выставка не ограничивается Приштиной. В 40 км от столицы, в городе Митровица, одном из эпицентров напряженности между Косово и Сербией, инсталляция-размышление Станиславы Пинчук «Европа без памятников», посвященная значению и угрозе памятникам культуры, расположилась прямо в реке, разделяющей город на две контролируемые разными властями половины, в тени моста, который все еще патрулируют солдаты НАТО.
Manifesta поручила дизайн-бюро Carlo Ratti Associati (CRA) миссию «переосмыслить модель города» через «партиципаторный урбанизм». Глава фирмы Карло Ратти считает, что новаторский подход его бюро к преобразованию городов может получить известность как «приштинская модель». Нам еще только предстоит увидеть, каким образом его идеи будут реализовываться в ходе биеннале, но пока что, помимо ремонта и открытия в здании заброшенной библиотеки Центра нарративной практики, мечта Ратти кажется далекой от воплощения. «Зеленый коридор» — тропа, проложенная по заброшенным железнодорожным путям от центра города к индустриальному пригороду, — ныне представляет собой не более чем пыльную и выжженную солнцем грунтовку с редкими сухими деревцами, идущую вдоль шумных автомобильных магистралей, а здание Кирпичного завода, самое большое постиндустриальное пространство Приштины, где берлинский коллектив raumlaborberlin будет проводить мастер-классы по экоурбанизму, пока что производит впечатление маргинальной площадки для подпольных рейвов.
Выставка таких масштабов и с такими высокими идеями, как Manifesta, всегда будет непростым для реализации проектом, и это еще более справедливо в странах с ограниченной инфраструктурой и скромным опытом проведения подобных мероприятий. Но нужно отдать должное ее идейному медиатору Кэтрин Николс за этот жизнерадостный, серьезный и познавательный опыт коллаборации. Будем надеяться, что он оставит долговечное наследие как в художественном сообществе, так и в косовском обществе в целом.
Manifesta 14
Приштина, различные площадки
До 30 октября