Книга Nonconformers (название можно перевести как «Неконформные») — энциклопедический путеводитель, облеченный в форму своеобразного манифеста. И еще это очередная попытка дать определение и выделить характеристики постоянно расширяющейся сферы искусства аутсайдеров, также известного как искусство самоучек, искусство непрофессионалов, наивное искусство, ар-брют. Значительная часть представленной здесь информации касается хорошо знакомых и активно коллекционируемых художников, она уже известна читателю, интересующемуся темой. Но Лиза Сломински, похоже, решила нарушить устоявшуюся картину, назвав героев своей книги «неконформными» — несколько громоздким термином с привкусом снисходительности, особенно если учесть, что мало кто из художников после парижских салонов XIX века назвал бы себя «конформным» или «конформистом».
Сломински, которая прежде работала в лондонском Музее всего — «единственной в мире бродячей институции, посвященной не имеющим образования, непредсказуемым, неизвестным и не поддающимся классификации художникам современности», недовольна терминами «самоучки» и «аутсайдеры». Она считает, что эти определения «перегружены представлениями об изолированности от культурных влияний, недостаточной авторской самостоятельности, незамысловатой эстетике или технике и о функционировании параллельно с традиционным миром искусства». Использование термина «неконформные», по ее мнению, позволит по-новому взглянуть на этих художников «и продемонстрировать, что они сами непрерывно опровергают и ставят под сомнение эти ограничивающие атрибуты». В книгу вошли также 12 текстов других авторов, посвященные более чем 60 художникам. Большинство из них составляет современный «канон» искусства самоучек — упомянем хотя бы Генри Дарджера, Адольфа Вёльфли, Билла Тейлора и бабушку Мозес.
Есть, впрочем, и новые лица. Так, шведская абстракционистка Хильма аф Клинт (1862–1944), чьему творчеству в последнее время посвятили ряд успешных выставок на разных континентах, отнесена здесь к числу нонконформных авторов, даже несмотря на наличие у нее художественного образования (видимо, этот статус ей обеспечил спиритуализм). Ники де Сен-Фалль (1930–2002), признанная фигура в галерейном мире, не имела образования и сама называла себя аутсайдером. Хуан Юнфу, создавший «Радужную деревню» в тайваньском Тайчуне, Мамаду Сиссе из Сенегала, рисующий воображаемые города, каллиграф Кваме Акото из Ганы, создающий автопортреты на рекламных щитах, относятся к числу героев книги из регионов, которым раньше уделялось мало внимания.
Их ряды ширятся. Расширяется и поле семантических боев.
Можно ли назвать необученными или неконформными многочисленных народных мексиканских художников без формального образования и галерейного представительства, разрабатывающих давние художественные традиции? В книгу не включены граффити-художники, которые, как правило, имеют не больше художественного образования, чем герои Nonconformers, но их все равно крайне редко относят к числу аутсайдеров. И все же факт нарушения закона, по-видимому, должен придавать им этот статус. А что если вся молодежь района покрывает надписями и рисунками стены домов и метро — можно ли тогда назвать их нонконформными? Кем был Жан-Мишель Баскиа, делавший граффити и не учившийся живописи: нонконформным художником или аутсайдером? Или, быть может, рыночный успех Баскиа вообще вывел его за рамки этих категорий?
Однако книга Сломински все же может стать полезным источником для читателей, желающих приобщиться к предмету. И если ее описания искусства и художников чаще всего представляют собой выжимки стандартной информации, то раздел, посвященный архитектуре самоучек — на примере грандиозных конструкций Сабато (Саймона) Родиа, создателя Уоттских башен в Лос-Анджелесе, и Нека Чанда, построившего сад камней в индийском Чандигархе, — дает долгожданный обзор существующих монументальных проектов, которые дизайнерам-самоучкам редко удается воплотить в жизнь.
Пока критики рассуждают об определениях, некоторых художников-самоучек, попадающих в художественный мейнстрим, попросту судят по их творчеству, а не по формальному образованию. Например, работы художниц Минни Эванс и сестры Гертруды Морган включены в экспозицию Венецианской биеннале этого года. А в подборку живописи «Вне жанров» на нью-йоркской ярмарке Outsider вошли работы аутсайдеров Петера Шёйффа, Девона Дежардина, Хассана Хаджаджа и других, создающих «современное искусство».
И хотя границы продолжают размываться, сфера аутсайдерского искусства с ее по-прежнему функционирующим параллельным рынком никуда не денется, как бы ее ни называли. Слишком многие художники с глубоко личным, причудливым творчеством никогда не попадут на мейнстримный рынок, и слишком многое из такого творчества будет казаться чересчур странным и пугающим для музеев и галерей.