18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Неконформные художники: другое название для аутсайдеров

Кваме Акото Дит. «Бог всемогущий». 1950. Фото: Artcurial
Кваме Акото Дит. «Бог всемогущий». 1950.
Фото: Artcurial
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Новая попытка дать определение «искусству самоучек» и рассказать о его представителях предпринята в книге Лизы Сломински. По ее мнению, формулировки вроде «аутсайдеров» или «наивных художников» мешают понять подлинный смысл их творчества

Книга Nonconformers (название можно перевести как «Неконформные») — энциклопедический путеводитель, облеченный в форму своеобразного манифеста. И еще это очередная попытка дать определение и выделить характеристики постоянно расширяющейся сферы искусства аутсайдеров, также известного как искусство самоучек, искусство непрофессионалов, наивное искусство, ар-брют. Значительная часть представленной здесь информации касается хорошо знакомых и активно коллекционируемых художников, она уже известна читателю, интересующемуся темой. Но Лиза Сломински, похоже, решила нарушить устоявшуюся картину, назвав героев своей книги «неконформными» — несколько громоздким термином с привкусом снисходительности, особенно если учесть, что мало кто из художников после парижских салонов XIX века назвал бы себя «конформным» или «конформистом».

Сломински, которая прежде работала в лондонском Музее всего — «единственной в мире бродячей институции, посвященной не имеющим образования, непредсказуемым, неизвестным и не поддающимся классификации художникам современности», недовольна терминами «самоучки» и «аутсайдеры». Она считает, что эти определения «перегружены представлениями об изолированности от культурных влияний, недостаточной авторской самостоятельности, незамысловатой эстетике или технике и о функционировании параллельно с традиционным миром искусства». Использование термина «неконформные», по ее мнению, позволит по-новому взглянуть на этих художников «и продемонстрировать, что они сами непрерывно опровергают и ставят под сомнение эти ограничивающие атрибуты». В книгу вошли также 12 текстов других авторов, посвященные более чем 60 художникам. Большинство из них составляет современный «канон» искусства самоучек — упомянем хотя бы Генри Дарджера, Адольфа Вёльфли, Билла Тейлора и бабушку Мозес.

Nonconformers: A New History of Self-Taught Artists / Lisa Slominski with contributions from Michael Bonesteel, Mamadou Cissé et al. Yale. 400 с.: 300 цв. ил. £35, $45. На английском языке
Nonconformers: A New History of Self-Taught Artists / Lisa Slominski with contributions from Michael Bonesteel, Mamadou Cissé et al. Yale. 400 с.: 300 цв. ил. £35, $45. На английском языке

Есть, впрочем, и новые лица. Так, шведская абстракционистка Хильма аф Клинт (1862–1944), чьему творчеству в последнее время посвятили ряд успешных выставок на разных континентах, отнесена здесь к числу нонконформных авторов, даже несмотря на наличие у нее художественного образования (видимо, этот статус ей обеспечил спиритуализм). Ники де Сен-Фалль (1930–2002), признанная фигура в галерейном мире, не имела образования и сама называла себя аутсайдером. Хуан Юнфу, создавший «Радужную деревню» в тайваньском Тайчуне, Мамаду Сиссе из Сенегала, рисующий воображаемые города, каллиграф Кваме Акото из Ганы, создающий автопортреты на рекламных щитах, относятся к числу героев книги из регионов, которым раньше уделялось мало внимания.

Их ряды ширятся. Расширяется и поле семантических боев.

Можно ли назвать необученными или неконформными многочисленных народных мексиканских художников без формального образования и галерейного представительства, разрабатывающих давние художественные традиции? В книгу не включены граффити-художники, которые, как правило, имеют не больше художественного образования, чем герои Nonconformers, но их все равно крайне редко относят к числу аутсайдеров. И все же факт нарушения закона, по-видимому, должен придавать им этот статус. А что если вся молодежь района покрывает надписями и рисунками стены домов и метро — можно ли тогда назвать их нонконформными? Кем был Жан-Мишель Баскиа, делавший граффити и не учившийся живописи: нонконформным художником или аутсайдером? Или, быть может, рыночный успех Баскиа вообще вывел его за рамки этих категорий?

Хильма аф Клинт. «Алтарь № 1». 1907. Фото: Wikimedia Commons
Хильма аф Клинт. «Алтарь № 1». 1907.
Фото: Wikimedia Commons

Однако книга Сломински все же может стать полезным источником для читателей, желающих приобщиться к предмету. И если ее описания искусства и художников чаще всего представляют собой выжимки стандартной информации, то раздел, посвященный архитектуре само­учек — на примере грандиозных конструкций Сабато (Саймона) Родиа, создателя Уоттских башен в Лос-Анджелесе, и Нека Чанда, построившего сад камней в индийском Чандигархе, — дает долгожданный обзор существующих монументальных проектов, которые дизайнерам-самоучкам редко удается воплотить в жизнь.

Пока критики рассуждают об определениях, некоторых художников-самоучек, попадающих в художественный мейнстрим, попросту судят по их творчеству, а не по формальному образованию. Например, работы художниц Минни Эванс и сестры Гертруды Морган включены в экспозицию Венецианской биеннале этого года. А в подборку живописи «Вне жанров» на нью-йоркской ярмарке Outsider вошли работы аутсайдеров Петера Шёйффа, Девона Дежардина, Хассана Хаджаджа и других, создающих «современное искусство».

И хотя границы продолжают размываться, сфера аутсайдерского искусства с ее по-прежнему функционирующим параллельным рынком никуда не денется, как бы ее ни называли. Слишком многие художники с глубоко личным, причудливым творчеством никогда не попадут на мейнстримный рынок, и слишком многое из такого творчества будет казаться чересчур странным и пугающим для музеев и галерей.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+