Направляясь в Выксу на машине из Москвы или Владимира, минуешь деревню с хмурым названием Большое Угрюмово. Невольно отмечаешь, что «Большое Угрюмово» куда шире, чем просто точка на карте: оно царит в регионах повсеместно. С этим депрессивным состоянием, заставляющим одних переезжать в крупные города в поисках лучших перспектив, а других — спиваться, как раз и борются инициаторы «Выкса-фестиваля»: Объединенная металлургическая компания и благотворительный фонд «ОМК-Участие» во главе с Ириной Седых.
Вообще, Выкса — город довольно благополучный. По крайней мере рабочее место для выксунца всегда найдется — хотя бы на местном металлургическом заводе-гиганте, который и является флагманом ОМК. В то же время эта предопределенность, когда жизнь будто бы подчинена тому же регламенту, что и на производстве, несколько навевает тоску. Фестиваль же помогает раскрасить «карту будня» сурового моногорода, плеснувши руками стрит-артистов краску на фасады домов и цехов (здесь можно найти муралы Паши 183, Славы ПТРК и других звезд уличного искусства).
Сегодня именно паблик-арт, а не вездесущая реклама ритуальных услуг является главной визуальной доминантой города.
Но Выкса не стремится стать просто галереей современного искусства под открытым небом. Главное здесь — незаурядные события, меняющие привычный режим существования.
Например, в рамках июльского, первого в этом году, уик-энда «Выкса-фестиваля» в разных точках города можно было наблюдать явление, полностью выпадающее из повседневности и возвышающее ее. Идешь себе, например, по городскому рынку, вокруг — суета, кипит торговля: тут можно присмотреть инвентарь для огорода, там — примерить одежду, устроившись на картонке за шторкой. И вдруг среди всеобщего гула различаешь хоровое пение а капелла — это поют люди за прилавками с овощами и фруктами, цветами и семенами для сада. Прислушавшись к их многоголосью, удивляешься еще больше. «Улица Степана Разина, дом 35», — доносится с одной стороны. «Улица Красные Зори, дом 27», — с другой. На самом деле исполнители вовсе не продавцы, а местные жители, участвующие в проекте «Хороход-1». А исполняют они сочинение Vox populi композитора Александра Маноцкова, в нем зашифрованы значимые для местных адреса (пройтись с «Виртуальным Хороходом» по главным точкам на карте города и узнать о них подробнее можно на сайте фестиваля).
Вообще, голоса выксунцев звучат в каждом без исключения проекте: привлечение горожан к сотворчеству — необходимое условие для приглашенных художников, композиторов, режиссеров.
Даже когда на концерте авант-поп-группы Shortparis из динамиков гремит «Говорит Москва», в действительности говорит Выкса — в лице работников местного пассажирского автобусного предприятия (ПАП), с которыми музыканты устроили брутальный коллаб. Водители, кондукторы и механики появились на специальных подиумах, представляя как ритуал свои рабочие будни. Сама сцена была устроена прямо на крыше автобуса, а выступление группы прерывалось кадрами интервью с сотрудниками ПАП, один из которых даже вышел на подмостки и по-рокерски драйвово сыграл на барабанах, вызвав шквал аплодисментов.
Другими хедлайнерами уик-энда стали певица Женя Борзых и ансамбль современной академической музыки N’Caged. Они исполнили медитативные композиции инди-группы СБПЧ («Самое большое простое число»), а аккомпанировали им детский хор и местные мастера кузнечного дела. Происходило все в самом заурядном спортивном зале, который усилиями музыкантов и сценографов превратился в онейрическое эмбиент-пространство — как в лучшие годы Брайана Ино. Помещение, выкрашенное голубой краской (давно облупившейся), задрапировали воздушной белой вуалью, из-под которой кое-где проглядывали баскетбольные кольца, а загипнотизированные музыкой зрители сидели прямо на полу, низких скамьях и гимнастических козлах. Так и хотелось ущипнуть себя: «Все это не сон», — вспоминая светящуюся в ночи текстовую инсталляцию Тимофея Ради в местном лесопарке.
Что по-настоящему покорило, если не сказать разбило, сердца гостей фестиваля, так это иммерсивный спектакль режиссера Алины Насибуллиной «Карамзин» по верлибровому роману Людмилы Петрушевской.
Актерами в нем выступили дети из неблагополучных семей, живущие в нижегородском реабилитационном центре «Пеликан». В одном из актов каждый из ребят выбирал себе двух спутников из числа зрителей и за руки вел их по помещениям обветшалого ДК, в стенах которого разворачивалось действо. Некоторые дети так крепко сжимали ладони своих взрослых, что невозможно было не думать об их личной драме, которая, несомненно, стала важным эмоциональным слоем спектакля. К слову, не все участники репетиций оказались задействованы в финальной постановке: кого-то забрали исправившиеся родители, а кто-то попал в детский дом…
Художница Алла Урбан сблизилась с представителями выксунской урбан-культуры — райдерами, то есть теми, кто выполняет трюки на велосипедах BMX и скейтах. Их прыжки и вращения вдохновили художницу на создание объекта «Совместный прыжок» для «Пустого пьедестала», который годом ранее спроектировал для местной Красной площади архитектор Чарльз Ренфро, соавтор московского парка «Зарядье». Интересно, что скульптура не занимает, а как бы достраивает пьедестал, превращая его в рампу для исполнения трюков, которые местные экстремалы и продемонстрировали на открытии.
У гостей фестиваля тоже есть возможность поближе познакомиться с городом и горожанами или, иными словами, пройти обряд «выксунизации» — этот задорный неологизм предложила новая кураторская команда во главе с артистическим директором Федором Павловым-Андреевичем (они же уговорили организаторов отказаться от старого названия «Арт-овраг», которое давно уже стало мало фестивалю). Наиболее эффективный метод выксунизации — участие в спектаклях-променадах. Один из них, «По углам», проходит в виде прогулки-поездки по городу, в разных точках которого зрителей ждут коренные жители, готовые поделиться невыдуманными, но подчас просто невероятными историями. История Татьяны Остроглазовой, например, звучит в лучших традициях безумных постперестроечных боевиков. Татьяна показывает окно своей квартиры в панельной пятиэтажке и рассказывает, что, когда она была маленькой, в подвале дома разместилась нарколаборатория и самая крупная в городе точка сбыта. Дилеры втерлись в доверие к местной детворе: общались с ребятами, угощали импортными шоколадками. В один прекрасный день нарколабораторию накрыли сотрудники ФСБ, обнаружив там еще и склад оружия. Преступники, не будь дураками, сказали, что оружие им подкинули дети. Так весь двор с детской площадки попал на допрос.
Поездка на фестиваль, разумеется, не может считаться полноценной без посещения сердца Выксы — высокотехнологичного металлургического завода, где производят стальные колеса и трубы. Едешь сюда как настоящий рабочий: на пазике, в каске и униформе. На бескрайней территории предприятия можно увидеть шедевр Владимира Шухова — ажурную водонапорную башню. Но главными элементами новой айдентики завода служат граффити: здесь есть мурал Алексея Луки, демонстрирующий внутреннюю жизнь одного из цехов, монументальная фреска классика современного российского искусства Эрика Булатова, а также самая большая в Европе граффити-роспись (10 тыс. кв. м), выполненная от и до одним человеком — художником Мишей Most. Может показаться, что все это лишь внешнее украшение, необязательные виньетки сурового индустриального мира. Однако, попадая на производство (где ты идешь строго по выделенному коридору, как по антигравитационной тропе у Рэя Брэдбери), понимаешь, что оно имеет колоссальную эстетическую силу и является мощным художественным стимулом. Тяжелая и бесформенная материя здесь переплавляется не просто в детали или заготовки для них, но в современные визуальные и акустические формы, созвучные граффити и саунд-арту.
В рамках следующего уик-энда, который запланирован на 26–28 августа, к вокальному шествию «Хороход-1» добавится «Хороход-2» под руководством Владимира Горлинского, а на фасаде одного из городских зданий будет установлено большое декоративное панно, составленное из фрагментов, которые выксунцы и гости фестиваля создавали в мозаической студии РАЗ под руководством художницы и куратора Кати Бочавар. Музыкальными хедлайнерами августовского уик-энда выступят Леонид Агутин и хормейстер Этери Бериашвили. Совместно с горожанами они проведут грандиозный перформанс, где будет исполнена песня «Включите свет». Продолжатся показы «Карамзина», а также спектакли-променады: «По углам» города, «По домам» местных жителей, «По цехам» градообразующего металлургического завода и «По водам» Верхневыксунского пруда. Здесь же, на пруду, состоится кульминация уик-энда — «Большой заплыв»: на воду выйдет причудливая арт-флотилия.
«Выкса-фестиваль»
26–28 августа