18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мир Джованни Лоренцо Бернини включал в себя не только мрамор

Джованни Лоренцо Бернини. «Давид». 1624. Фрагмент скульптуры. Фото: Galleria Borghese
Джованни Лоренцо Бернини. «Давид». 1624. Фрагмент скульптуры.
Фото: Galleria Borghese
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Свое новое исследование профессор Ливио Пестилли посвятил не только работам великого скульптора и обстоятельствам его личной биографии, но и жизни вокруг него — во всей ее совокупности

Изогнутое тело «Давида», мраморного изваяния работы Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680), — натянутые мышцы, наморщенный лоб, сосредоточенный взгляд; в такой позе он готовится бросить камень, который поразит Голиафа. В 1624 году, одновременно с рождением этой скульптуры, возник и миф, связанный с ее созданием. Современники утверждали, что Бернини в качестве модели взял собственное отражение в зеркале, которое его заказчик и друг кардинал Барберини, будущий римский папа, держал перед ним. Эта работа лучше других демонстрирует стремление художника визуализировать, по словам Ливио Пестилли, «движения души посредством движения тела».

Livio Pestilli. Bernini and his World: Sculpture and Sculptors in Early Modern Rome. Lund Humphries. 288 с. £60. На английском языке
Livio Pestilli. Bernini and his World: Sculpture and Sculptors in Early Modern Rome. Lund Humphries. 288 с. £60. На английском языке

В книге «Бернини и его мир» профессор Пестилли, в прошлом директор Тринити-колледжа в Риме, не без доли скептицизма обсуждает правдивость этой забавной, но подозрительно экстравагантной истории. Впрочем, значение имеет только то, что эта история вообще была рассказана. Пестилли подвергает сомнению достоверность и ряда других источников XVII века. И задает в этой связи вопрос: какой образ художника был сформирован тогдашними рассказами и с какой целью?

Сохранилось немало свидетельств о времени Бернини, а в последующие столетия учеными написано множество исследований о его жизни и творчестве — от трудов Иоганна Винкельмана в XVIII веке, фундаментальных публикаций Рудольфа Уиттковера и Ирвинга Лавена в середине XX века и вплоть до недавних исследований Женевьевы Уорвик и Каролины Мангоне. Справедливости ради следует спросить: зачем нужна еще одна книга? И такой вопрос автор ставит сам. Но, как подсказывает название книги, она повествует о мире Бернини не в меньшей степени, чем о самом скульпторе.

Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини. Фрагмент. Фото: The Royal Collection Trust
Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини. Фрагмент.
Фото: The Royal Collection Trust

«Калейдоскопический подход», как его называет Пестилли, погружает читателя в атмосферу Италии XVII века. Книга сплетена из биографических деталей на фоне эпохи. В частности, в труде Пестилли обсуждение неаполитанских корней Бернини превращается в исследование региональных предрассудков того времени, а рассказ о его путешествии во Францию в качестве архитектора и консультанта по перестройке Лувра в 1665 году выливается в обсуждение кросс-культурных обменов и международной конкуренции.

Автор книги охватывает множество разных тем — от международной дипломатии и политических интриг до художественного образования и моды. Сюда включены даже трактаты о поэзии и живописи. И каждый рассказ позволяет по-новому взглянуть и на эпоху, и на художественный мир Бернини. Мы видим его влияние и на современников, например на Франческо Моки, и на скульпторов следующих поколений — упомянем хотя бы Антонио Канову. А еще мы узнаем о том, что именно подразумевает автор, говоря о взгляде «другими глазами» на наследие Бернини. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+