18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мир Джованни Лоренцо Бернини включал в себя не только мрамор

Джованни Лоренцо Бернини. «Давид». 1624. Фрагмент скульптуры. Фото: Galleria Borghese
Джованни Лоренцо Бернини. «Давид». 1624. Фрагмент скульптуры.
Фото: Galleria Borghese
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Свое новое исследование профессор Ливио Пестилли посвятил не только работам великого скульптора и обстоятельствам его личной биографии, но и жизни вокруг него — во всей ее совокупности

Изогнутое тело «Давида», мраморного изваяния работы Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680), — натянутые мышцы, наморщенный лоб, сосредоточенный взгляд; в такой позе он готовится бросить камень, который поразит Голиафа. В 1624 году, одновременно с рождением этой скульптуры, возник и миф, связанный с ее созданием. Современники утверждали, что Бернини в качестве модели взял собственное отражение в зеркале, которое его заказчик и друг кардинал Барберини, будущий римский папа, держал перед ним. Эта работа лучше других демонстрирует стремление художника визуализировать, по словам Ливио Пестилли, «движения души посредством движения тела».

Livio Pestilli. Bernini and his World: Sculpture and Sculptors in Early Modern Rome. Lund Humphries. 288 с. £60. На английском языке
Livio Pestilli. Bernini and his World: Sculpture and Sculptors in Early Modern Rome. Lund Humphries. 288 с. £60. На английском языке

В книге «Бернини и его мир» профессор Пестилли, в прошлом директор Тринити-колледжа в Риме, не без доли скептицизма обсуждает правдивость этой забавной, но подозрительно экстравагантной истории. Впрочем, значение имеет только то, что эта история вообще была рассказана. Пестилли подвергает сомнению достоверность и ряда других источников XVII века. И задает в этой связи вопрос: какой образ художника был сформирован тогдашними рассказами и с какой целью?

Сохранилось немало свидетельств о времени Бернини, а в последующие столетия учеными написано множество исследований о его жизни и творчестве — от трудов Иоганна Винкельмана в XVIII веке, фундаментальных публикаций Рудольфа Уиттковера и Ирвинга Лавена в середине XX века и вплоть до недавних исследований Женевьевы Уорвик и Каролины Мангоне. Справедливости ради следует спросить: зачем нужна еще одна книга? И такой вопрос автор ставит сам. Но, как подсказывает название книги, она повествует о мире Бернини не в меньшей степени, чем о самом скульпторе.

Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини. Фрагмент. Фото: The Royal Collection Trust
Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини. Фрагмент.
Фото: The Royal Collection Trust

«Калейдоскопический подход», как его называет Пестилли, погружает читателя в атмосферу Италии XVII века. Книга сплетена из биографических деталей на фоне эпохи. В частности, в труде Пестилли обсуждение неаполитанских корней Бернини превращается в исследование региональных предрассудков того времени, а рассказ о его путешествии во Францию в качестве архитектора и консультанта по перестройке Лувра в 1665 году выливается в обсуждение кросс-культурных обменов и международной конкуренции.

Автор книги охватывает множество разных тем — от международной дипломатии и политических интриг до художественного образования и моды. Сюда включены даже трактаты о поэзии и живописи. И каждый рассказ позволяет по-новому взглянуть и на эпоху, и на художественный мир Бернини. Мы видим его влияние и на современников, например на Франческо Моки, и на скульпторов следующих поколений — упомянем хотя бы Антонио Канову. А еще мы узнаем о том, что именно подразумевает автор, говоря о взгляде «другими глазами» на наследие Бернини. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+