Жития Святого Николая Мирликийского, известного также как Святитель Николай Чудотворец, а в русской народной традиции почитаемого как Николай Угодник, повествуют о его успешной помощи бедным девушкам (дабы не вверглись они в разврат), жертвам кораблекрушений и политических репрессий. Воздействовал Николай и словом, и делом: убеждением, авторитетом, деньгами и чудесами. Недаром Михаил Кузмин, написавший зимой 1919–1920 годов в голодающем и замерзающем Петрограде поэму о Николае, начал со слов о «раздробленной доле» и ее последующем преодолении с помощью святого угодника.
В Третьяковской галерее обратились к богатейшему иконографическому наследию, посвященному Николаю, и сделали выставку живописных образов из собственного собрания, добавив несколько икон из частных коллекций и фондов. Экспозиция, хотя и невелика, отражает многоликость выдающегося христианского подвижника. Во-первых, святого Николая почитатели наградили множеством прозвищ, отраженных иконографией: Барийский, Зарайский, Мирликийский, Можайский, Мокрый, Отвратный, Чудотворец… Во-вторых, демонстрируются иконы, написанные в традиции различных школ древнерусского искусства: московской и новгородской, ростовской и нижегородской, киевской и рязанско-коломенской, мастеров Мстеры и Палеха.
Например, икона Николая Отвратного (начало XIX века, Полесье) показывает старообрядческую разновидность культа святого. Разумеется, называли Николая Отвратным не потому, что он мерзкий, а потому, что отвращает несчастья. Старообрядцы писали оплечную фигуру святого, а взгляд его устремлен был куда-то в сторону. На ростовской иконе конца XV века Николай Можайский держит храм над бурными волнами, которые напоминают о многочисленных чудесах святого на морях. А фоном Николаю Зарайскому на иконе второй половины XVII века послужил сверкающий растительный орнамент.
Фрагменты жития Николая, изображенные на клеймах, свидетельствуют о наличии традиционного набора сюжетов. Выразительно древнерусские иконописцы писали чудеса, связанные с плаванием Николая в Святую землю: успокоение бури (замечательные образцы рязанско-коломенской, ростовской и новгородской школ) и предотвращение обмана моряков, не хотевших увозить его домой (икона нижегородской школы первой половины XVII века). Ярко зафиксировали иконописцы и другие события жизненного подвига Николая: освобождение военачальников Ермила, Непотиана и Урса, репрессированных византийским императором по доносу (икона рязанско-коломенской школы начала XVI века); избавление от нечистого духа (икона новгородской школы середины XVI века); спасение троих невинных, осужденных на казнь (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); чудо о проданном и возвращенном ковре (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); изгнание беса из колодезя и с дерева (икона нижегородской школы первой половины XVII века); спасение тонувшего Димитрия (икона новгородской школы середины XVI века). Создавали древнерусские мастера и собственные сюжеты. На выставке есть икона конца XIV века киевской школы, происходящая из церкви Николы в Киевце (в окрестностях нынешней Остоженки селились выходцы из киевских и черниговских земель). На одном из клейм написано чудо о киевском младенце, который упал с подоконника в Днепр, но был спасен Чудотворцем. Традиционным сюжетом для иконописцев было посмертное приключение Чудотворца — перенесение мощей из турецких Мир Ликийских в итальянский Бари. Наиболее эффектное изображение среди выставленных создано было в 1847 году палехским мастером.
Представлены на выставке и групповые изображения — Николай с другими святыми и мучениками. Художник Оружейной палаты Тихон Филатьев (последняя четверть XVII века) выполнил иконостас московской церкви Рождества Богородицы в Голутвине в традиции итальянского Ренессанса; в XIX веке доски с Николаем Чудотворцем и Иоанном Предтечей соединили.
Можно сожалеть лишь об известной ограниченности выставки. Не были перенесены из основной экспозиции ГТГ некоторые выдающиеся образцы иконографии Николая. Немало замечательных икон хранится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, в том числе новгородская икона середины XVI века с клеймом, где изображено одно из морских чудес Николая. К сожалению, объять необъятное не по силам даже чудотворцам — что же говорить о простых смертных!
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков»
До 18 сентября