18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще больше «Света и пространства»: объекты и инсталляции с видом на океан

Музейное крыло в Ла-Холье по проекту архитектора Аннабели Селдорф строили пять лет. Фото: Nicholas Venezia
Музейное крыло в Ла-Холье по проекту архитектора Аннабели Селдорф строили пять лет.
Фото: Nicholas Venezia
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Музей современного искусства Сан-Диего завершил свое расширение, построив новое крыло в Ла-Холье. Главными героями здесь по-прежнему остаются калифорнийские художники с Робертом Ирвином в качестве фронтмена, однако публику ждут и новации

Трудно представить себе более живописное место для музея, чем то, которое досталось Музею современного искусства Сан-Диего (MCASD) в Ла-Холье — на утесе с видом на Тихий океан. Даже мастер инсталляций Роберт Ирвин признавал, что не может по-настоящему соперничать со здешней красотой, когда создавал тут в 1997 году одну из своих ключевых работ. Названная 1° 2° 3° 4°, она включает в себя несколько окон музея, благодаря которым перед посетителями открывается панорамный вид на линию горизонта, разделяющую океан и небо. Один из новых слоганов институции — «Искусство с видом».

Музей открылся нынешней весной после пятилетней реконструкции по проекту архитектора Аннабели Селдорф; строительство обошлось в $105 млн. Обновленная экспозиция рассказывает историю современного искусства от абстрактного экспрессионизма, поп-музыки и минимализма до сегодняшних мультикультурных, мультимедийных и социально активных форм. Акцент сделан на стиль Западного побережья, причем повышенным вниманием пользуются авторы-женщины и латиноамериканские художники. «Это международная коллекция, переосмысленная с региональной точки зрения», — говорит Кэтрин Канджо, директор музея.

Собрание MCASD насчитывает около 5,5 тыс. произведений — почти как в Музее современного искусства Лос-Анджелеса. Это, в частности, крупнейшая коллекция работ представителей движения «Свет и пространство», возникшего в Калифорнии в 1960-е годы, с самым большим в мире фондом работ Роберта Ирвина. Собрание также включает в себя важные ранние произведения Христо и его супруги-соавтора Жанны-Клод. Многие хранящиеся здесь работы не слишком известны — отчасти потому, что на протяжении десятилетий выставочная площадь музея составляла всего около 1 тыс. кв. м.

Обновленная экспозиция Музея современного искусства Сан-Диего. Фото: Nicholas Venezia
Обновленная экспозиция Музея современного искусства Сан-Диего.
Фото: Nicholas Venezia

Основанный в 1941 году и разместившийся в здании, спроектированном Ирвингом Гиллом, музей уже предпринимал попытку расширения в 1996 году — тогда процессом руководили Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун. Они добавили эффектный атриум в форме звезды, но не предусмотрели дополнительного пространства для экспонатов. Теперь, благодаря появлению нового крыла Селдорф и превращению зрительного зала в галерею для временных показов, выставочная площадь увеличилась вчетверо.

В новую постоянную экспозицию включена провокационная красно-пурпурная картина Мириам Шапиро «Большой бык № 2», которая поражает как смелым для 1968 года использованием компьютерной графики, так и намеком на женскую анатомию, что делает ее важным образцом феминистского искусства. Полотно висит рядом с «Земляными стрелами», темным абстрактным пейзажем, созданным в 1974-м техасской художницей Дороти Худ, и напротив модульного куба Сола Левитта 1976 года, символизирующего комплексное видение минимализма. Продолжает этот диалог уже в следующем зале Wallflower (1975) — геометрическая стальная скульп­тура Марен Хассингер, одно из 15 новых приобретений, впервые представленных публике.

Рядом — небольшая галерея в форме пятиугольника, спроектированная для работ художников «Света и пространства», созданных с 1960-х годов. Тут можно увидеть акриловую колонну Ирвина, стеклянные кубы Ларри Белла, преломляющие свет картины Мэри Корс и плексигласовые «пузыри» Крейга Кауффмана. Здесь стеклянный потолок с перегородками, которые поглощают звук, а пространство залито непрямым, но естественным светом.

Кэтрин Канджо отмечает, что новая экспозиция преподносит не только версию истории современного искусства как такового, но и «историю этой организации с ее богатым наследием и традициями меценатства».

Один из новых слоганов институции — «Искусство с видом». Фото: Nicholas Venezia
Один из новых слоганов институции — «Искусство с видом».
Фото: Nicholas Venezia

Пространство в Сан-Диего будет по-прежнему использоваться для крупномасштабных инсталляций, а новая экспозиция останется как минимум на год. Что касается временных выставок, то за проектом «Ники де Сен-Фалль в 1960-х» (до 17 июля) последуют ретроспективы Алексис Смит и Селии Альварес Муньос; все три художницы представлены в здешней коллекции. Канджо называет фокус на художниках-женщинах «преднамеренным». «Одно дело — приобрести работу, а другое — выпустить книгу и собрать произведения искусства, разбросанные по всему миру, — говорит она. — Это вдвойне продвигает авторов, которые еще не выставлялись». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+