18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер художник Дмитрий Врубель

Художник Дмитрий Врубель. Фото: Hannibal Hanschke/DPA/ИТАР-ТАСС
Художник Дмитрий Врубель.
Фото: Hannibal Hanschke/DPA/ИТАР-ТАСС

В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены

Дмитрий Врубель написал картину — символ конца холодной войны в 1990 году. Она изображает поцелуй двух престарелых лидеров — генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера, и сейчас это одно из самых известных в мире граффити. Это была скадрированная живописная копия с фотографии, сделанной журналисткой Барбарой Клемм во время встречи в верхах в 1979 году. Заслуга Врубеля состояла в том, что он «увидел»: выбрал нужный ракурс, усилил световые контрасты, перевел образ в монументальный формат.

Врубелевский «Братский поцелуй» прогремел на весь мир в силу своей чудовищной перверсии: в нем не было ни любви, ни секса, ни нежности, ни искренности, как и во всем, что стояло за братской дружбой соцстран. Как бы то ни было, Дмитрий Врубель на десятилетия стал автором одной картины, что, конечно, облегчало ему жизнь, в том числе окончательную иммиграцию в Германию, но в то же время сильно мешало новому творчеству, да и сейчас затрудняет оценку его личности.

Дмитрий Врубель. «Братский поцелуй». 1990. Фото: EPA/FILIP SINGER
Дмитрий Врубель. «Братский поцелуй». 1990.
Фото: EPA/FILIP SINGER

Дмитрий Врубель был ярчайшей звездой московской художественной сцены. Если попытаться определить его отличие от собратьев по цеху, то следует назвать мощный социальный темперамент. Он позволил ему в 2000-е стать популярнейшим автором «Живого журнала» с многотысячным количеством подписчиков. У него болело за страну и за человечество, он замахивался на библейские притчи и обобщения, самый большой пафос и окончательный гамбургский счет. Одним из достижений Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой был «Евангельский проект», показанный в ЦДХ в 2008 году Маратом Гельманом (Минюст РФ внес его в реестр СМИ-иноагентов), — 40 монументальных композиций об ужасах повседневных сводок новостей, снабженных цитатами из Библии. Люди из телерепортажей, поданные как герои эпоса.

Как вспоминают друзья, Врубель постоянно придумывал проекты. Встретиться с ним означало сидеть и придумывать, какую выставку можно сделать через месяц, год или пять лет. Даже в начале 2022 года он постил фотографии из Третьяковской галереи, со встречи с ее директором Зельфирой Трегуловой, и комментировал, что да, долго обсуждали и впереди большой совместный проект.

Из него получился бы отличный министр культуры: он горел желанием приносить пользу и мобилизовывать общество на свершения. Собственно, он потому и уехал в Германию, что не мог преодолеть инерцию властей. А для его грандиозных замахов требовался именно ресурс власти.

«Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой на ярмарке в ЦДХ в 2008 году. Фото: Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС
«Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой на ярмарке в ЦДХ в 2008 году.
Фото: Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС

С середины 1990-х Врубель работал в тандеме с женой Викторией Тимофеевой. Вика была (и есть) женщиной-подвигом. Последние недели, когда Дмитрий находился в искусственной коме, она через соцсети призывала друзей молиться за него каждый день в определенные часы. Это успокаивало. Казалось, она его вытянет и вылечит, по-другому просто не может быть, она железная, и поэтому с ним ничего страшного не случится.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+