18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер художник Дмитрий Врубель

Художник Дмитрий Врубель. Фото: Hannibal Hanschke/DPA/ИТАР-ТАСС
Художник Дмитрий Врубель.
Фото: Hannibal Hanschke/DPA/ИТАР-ТАСС

В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены

Дмитрий Врубель написал картину — символ конца холодной войны в 1990 году. Она изображает поцелуй двух престарелых лидеров — генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера, и сейчас это одно из самых известных в мире граффити. Это была скадрированная живописная копия с фотографии, сделанной журналисткой Барбарой Клемм во время встречи в верхах в 1979 году. Заслуга Врубеля состояла в том, что он «увидел»: выбрал нужный ракурс, усилил световые контрасты, перевел образ в монументальный формат.

Врубелевский «Братский поцелуй» прогремел на весь мир в силу своей чудовищной перверсии: в нем не было ни любви, ни секса, ни нежности, ни искренности, как и во всем, что стояло за братской дружбой соцстран. Как бы то ни было, Дмитрий Врубель на десятилетия стал автором одной картины, что, конечно, облегчало ему жизнь, в том числе окончательную иммиграцию в Германию, но в то же время сильно мешало новому творчеству, да и сейчас затрудняет оценку его личности.

Дмитрий Врубель. «Братский поцелуй». 1990. Фото: EPA/FILIP SINGER
Дмитрий Врубель. «Братский поцелуй». 1990.
Фото: EPA/FILIP SINGER

Дмитрий Врубель был ярчайшей звездой московской художественной сцены. Если попытаться определить его отличие от собратьев по цеху, то следует назвать мощный социальный темперамент. Он позволил ему в 2000-е стать популярнейшим автором «Живого журнала» с многотысячным количеством подписчиков. У него болело за страну и за человечество, он замахивался на библейские притчи и обобщения, самый большой пафос и окончательный гамбургский счет. Одним из достижений Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой был «Евангельский проект», показанный в ЦДХ в 2008 году Маратом Гельманом (Минюст РФ внес его в реестр СМИ-иноагентов), — 40 монументальных композиций об ужасах повседневных сводок новостей, снабженных цитатами из Библии. Люди из телерепортажей, поданные как герои эпоса.

Как вспоминают друзья, Врубель постоянно придумывал проекты. Встретиться с ним означало сидеть и придумывать, какую выставку можно сделать через месяц, год или пять лет. Даже в начале 2022 года он постил фотографии из Третьяковской галереи, со встречи с ее директором Зельфирой Трегуловой, и комментировал, что да, долго обсуждали и впереди большой совместный проект.

Из него получился бы отличный министр культуры: он горел желанием приносить пользу и мобилизовывать общество на свершения. Собственно, он потому и уехал в Германию, что не мог преодолеть инерцию властей. А для его грандиозных замахов требовался именно ресурс власти.

«Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой на ярмарке в ЦДХ в 2008 году. Фото: Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС
«Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой на ярмарке в ЦДХ в 2008 году.
Фото: Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС

С середины 1990-х Врубель работал в тандеме с женой Викторией Тимофеевой. Вика была (и есть) женщиной-подвигом. Последние недели, когда Дмитрий находился в искусственной коме, она через соцсети призывала друзей молиться за него каждый день в определенные часы. Это успокаивало. Казалось, она его вытянет и вылечит, по-другому просто не может быть, она железная, и поэтому с ним ничего страшного не случится.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
7
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+