В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открыта выставка произведений современных екатеринбургских камнерезов. На ней представлено около трех десятков произведений, демонстрирующих мастерство художников и богатство уральских недр. Это работы из собрания Фонда семьи Шмотьевых (Екатеринбург), который уже более десятилетия поддерживает местных мастеров, заказывая им самые крупные и сложные произведения. Основная часть скульптур выполнена в технике объемной каменной мозаики мастерами Камнерезного дома Алексея Антонова и Студии камнерезного искусства «Святогор», которой руководят Григорий Пономарев и Иван Голубев.
Работы очень крупные, от 60 до 100 см, выходящие за формат кабинетной скульптуры и тем более фигурок Фаберже, многие из которых можно уместить на ладони. Сложной композицией и бурным движением, обилием мелких деталей и разнообразием фактур они отсылают, скорее, к бронзовой скульптуре XIX века, например к охотничьим сценам Николая Лансере. «То, что мы по традиции называем мастерскими, — поясняет куратор выставки Людмила Будрина, — это большие предприятия (в „Святогоре“, например, более 20 мастеров), которые не могут существовать по „сувенирной“ модели. Такие предприятия всегда были предметом меценатской заботы, начиная с ренессансных мозаик и фигур, которые заказывали Медичи, и заканчивая шедеврами из дрезденских „Зеленых сводов“, созданных по заказу Августа Сильного». Действительно, даже мощнейшая фирма Карла Фаберже делала уникальные пасхальные яйца по заказам царской семьи и более простые миниатюрные произведения — на продажу.
Сложные монументальные фигуры богатырей на конях и их схватки с драконами, показанные в музее, получили бы все призы политехнических выставок, популярных на рубеже XIX–XX веков, так как демонстрируют все то, чем по традиции гордилась страна: славную историю, богатство, преодоление технологических сложностей. После предметов Фаберже и выставок Алексея Денисова-Уральского, прославляющих национальных камнерезов, мастерство работы по поделочному и полудрагоценному камню казалось утраченным, пока не начало возрождаться в 1990-х в Петербурге и Екатеринбурге. На самом деле традиционные приемы (а не только вырезание бус и грибочков) сохранялись и в советское время — подтверждением этому служит учебная работа 1948 года «Урал кует победу», где соединяются мозаика объемная, плоская и коллекция самоцветов в виде минералогической горки.
Благодаря поддержке семьи Шмотьевых современные мастера не ограничены в материалах и времени и создают произведения фантастического богатства и сложности. Массивная фигура Ильи Муромца (студия «Святогор») в кольчуге из кремня восседает на черном коне из долерита, который скачет по сугробам из снежных кристаллов арагонита, основание скульптуры из кованой стали сохраняет следы молота. Добрыня Никитич (Камнерезный дом Алексея Антонова) в плаще из красной яшмы разит Змея Горыныча из зеленого кварцита, который почти парит в воздухе, а его тонко вырезанные кожистые крылья сквозят на просвет.
Кроме описанных скульптур, буквально иллюстрирующих русские сказки, на выставке есть и другая группа работ. В них главным становится диалог с камнем, веками ценившееся у мастеров умение разглядеть в нем живое. Основой для головы «Воевода» (студия «Святогор») стал огромный кристалл горного хрусталя с корочкой из серебристых кристаллов хлорита. Радужные переливы вспыхивают в трещинах кварца, освещая сумрачное лицо воина. Из хрупких игл кристаллов талькохлорита и арагонита проступает тонкое хрустальное лицо «Снегурочки».
Эти работы дополнены более традиционными предметами кабинетного размера «Русских типов» — жанровыми фигурками пастушков, детей на саночках, скомороха.
Музей Фаберже, Санкт-Петербург
«Русский эпос в камне. Произведения современных уральских камнерезов»
До 29 сентября