С большим опозданием в Лондоне открыли (еще не полностью) протянувшуюся с востока на запад линию Crossrail, строительство которой стоило около £19 млрд. Теперь она переименована в Elizabeth Line — линию Елизаветы — в честь платинового юбилея правления ее величества. Проект представляет собой впечатляющее инженерное творение: путь, проложенный через центр Лондона, связывает пригороды Рединг и Эссекс. Маршрут добавил городской подземке десять новых станций, а на карте ветка обозначена королевским пурпурным цветом.
Помимо упрощенной логистики, линия Елизаветы — это дар Лондону крупнейшей, по крайней мере за столетие, коллекции паблик-арта. Причем арт-объекты здесь выступают не просто сторонним декором — проект каждой станции разрабатывался известным современным художником с оглядкой на ее дизайн и в тандеме с инженерами и архитекторами подземки. Часто тема подсказана районом, где находится станция, историей места или его репутацией.
Шанталь Джофф уже много лет живет на востоке Лондона. Созданные ею двухметровые портреты на алюминии лазерной резки на стенах станции Whitechapel навеяны той пестрой разноязыкой толпой, что шумит на улицах и рынках вокруг (этот район на протяжении веков остается прибежищем мигрантов). Основой для портретов стала ее серия коллажей на бумаге «Воскресный день в Уайтчепеле» 2017 года.
Соня Бойс, сейчас представляющая Великобританию на Венецианской биеннале, выросла в Ист-Энде. Ее серия цветных панно с текстами для станции Newham — это более 170 историй, собранных художницей у местных жителей всех возрастов и профессий. А еще это первый для нее паблик-арт, а также одно из самых длинных в Великобритании произведений искусства: оно протянулось почти на 2 км вдоль железнодорожных путей линии Елизаветы.
Спенсер Финч придумал для стеклянной крыши станции Paddington огромный «облачный» плафон площадью 2,3 тыс. кв. м. Более 30 различных видов облаков из мелкопористого, фриттованного стекла, которые в природе не могут появиться одновременно, завораживают. От грузных и темных дождевых до тонких перистых. Причем сам купол полупрозрачный, так что все это видно на фоне настоящего неба с облаками. Эта работа отчасти вдохновлена серией картин Джона Констебла «Небо».
На станции Farringdon художник Саймон Перитон напоминает об истории этого района, старого центра британской ювелирной торговли. Огромные изображения граненых драгоценных камней нанесены на подсвеченные стеклянные панели на стенах западного вестибюля.
Дуглас Гордон в оформлении нового входного павильона на станцию Tottenham Court Road анимированными световыми панно вдохновлялся воспоминаниями о своих прогулках по «кварталу красных фонарей» Сохо в конце 1980-х, когда он приехал в Лондон из родного Глазго учиться в Школе искусств Слейда. Внутри на этой станции — тонкая геометрическая сетка, нанесенная на бетон сусальным золотом, созданная Ричардом Райтом. Сетка тянется по потолку над эскалаторами, впечатляя поднимающихся и спускающихся пассажиров.
В работе израильской художницы Михаль Ровнер для Canary Wharf много движения: на огромном экране фигурки-силуэты бесконечно перемещаются в разных направлениях, вторящих архитектуре станции.
Bond Street должна открыться только в конце этого года, но над ее главными эскалаторами уже смонтировали абстрактное панно Даррена Алмонда, состоящее из сетки цифр, отлитых из алюминия. Помимо них, пассажиры линии Елизаветы увидят еще две огромные металлические работы художника: «Отражение собственной тени» и «Из-под ледника» — философские размышления об уходе, появлении и феномене времени.
Эти объекты уже на своих местах — над вестибюлями же станции Liverpool Street еще идет работа. У входа на Moorgate в этом году будет установлен бронзовый монумент музыкальному аккорду авторства Конрада Шоукросса, а соединенные между собой стальные сферы Яёи Кусамы появятся у касс восточного вестибюля станции в 2023 году. Несмотря на долгострой, то, что линия наконец введена в эксплуатацию, представляет собой весомый повод для гордости.
Реализация проекта Crossrail была запланирована на 2008–2017 годы, первоначальный бюджет составлял £14,8 млрд, линия должна была состоять из двух веток. Ее цель — соединить пригородные поезда и подземное скоростное метро. В 2009-м началось строительство центрального участка и соединений с существующими линиями. Центральный участок линии между Паддингтоном и Эбби-Вуд открылся 24 мая 2022 года с пропускной способностью 12 поездов в час. После того как линия Елизаветы будет полностью введена в эксплуатацию в мае 2023 года, поезда нового класса, стоимостью £1 млн каждый, развивающие скорость до 145 км/ч, будут курсировать на центральном участке с частотой до 24 поездов в час в каждом направлении.