18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярославский шинный завод разыскивает анонимного автора фрески

Обнаруженная в Ярославле фреска оказалась художественным свидетельством энтузиазма 1920-­х гг. Фото: Милена Орлова
Обнаруженная в Ярославле фреска оказалась художественным свидетельством энтузиазма 1920-­х гг.
Фото: Милена Орлова
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Раннесоветское монументальное произведение на тему революции и созидательного труда было случайно обнаружено еще в начале 2000-х, но история его создания до сих пор не получила окончательной ясности

В историческом здании музея шинного завода в Ярославле находится любопытная фреска 1920-х годов с необычной иконографией, посвященной мировой революции. Сотрудники заводского музея хотят привлечь внимание к этому образцу революционного искусства, чтобы, возможно, установить автора.

Ярославский шинный завод в нынешнем году отмечает 90-летие. Среди экспонатов его музея, повествующего об истории предприятия, — и образцы искусственного каучука, который тут научились делать из картофеля, и фотографии Валентины Терешковой, начинавшей на заводе свою звездную карьеру, и трофеи футбольной команды «Шинник». Но, пожалуй, самым удивительным экспонатом является настенная роспись с фигурой Ленина.

Сотрудница музея Ирина Сотскова рассказывает о ее чудесном обнаружении следующее. В самом начале 2000-х завод искал новое пространство для музея и присмотрел компактное здание, построенное еще до революции. В нем когда-то располагалась заводская лавка, а еще раньше — мастерская пожарных рукавов.

Музей шинного завода в Ярославле. Фото: Милена Орлова
Музей шинного завода в Ярославле.
Фото: Милена Орлова

Стены были покрашены, и ничто не говорило о том, что под штукатуркой может скрываться что-нибудь любопытное. Однажды кто-то из рабочих принес в музей фотографию из семейного архива с изображением митинга или собрания, проходившего в этом здании. На фото была явственно видна монументальная фреска. «Я начинаю звонить реставраторам и говорить: „У нас здесь фреска — приезжайте!“ А они делали XVII век и отвечают: „Нет, это у нас фреска, а у вас что-то непонятное“», — вспоминает Ирина Сотскова.

Когда реставраторы расчистили роспись, оказалось, что она в отличной сохранности, не считая утраченного фрагмента в нижней части. В центре вытянутой по горизонтали композиции — фигура Ленина, который держит в руке факел, опираясь на большой циферблат часов. Часы показывают без пяти двенадцать. К минутной стрелке привязан трос, который тянут рабочие, как бы ускоряя движение времени. Над их фигурами — надпись: «Час мировой революции пробил». В правой части фрески изображены серп, молот, коса, пятиконечная звезда, голубая сфера (вероятно, земной шар) и куб, водруженный на цилиндр. Также имеется изображение неких струн, возможно лиры. За спиной у вождя нарисован маяк и, как считает Ирина Сотскова, металлическая сетчатая ферма моста через Волгу, широкой голубой полосой протянувшуюся по всей композиции; в левом углу видно многоэтажное фабричное здание со светящимися окнами. По предположению сотрудницы музея, фреска была написана до 1931 года, которым датирована фотография (имеется надпись тушью), но через некоторое время после смерти Ленина, возможно, в 1926–1929 годах, когда его образ был уже отчасти канонизирован.

Фрагмент фрески. Фото: Милена Орлова
Фрагмент фрески.
Фото: Милена Орлова

Судя по той же надписи на фотографии, в 1931 году мастерская пожарных рукавов носила название «Штаб мировой революции», и именно рабочие этого штаба, скорее всего, изображены на фреске: некоторые из них в пожарных касках. Не исключено, что художник подразумевал метафору мировой революции как пожара, который нужно не тушить, а раздувать.

Относительно авторства этого произведения никаких сведений нет. По словам Сотсковой, на предприятии были штатные художники, но имена их не сохранились. Неизвестно, кто создал фреску: свой или приглашенный автор, а может быть, целая изобригада, как водилось в раннем СССР. Также неясно, был ли это профессиональный художник или самодеятельный, создана ли композиция с чистого листа или стала компиляцией каких-то уже существовавших изображений. Ничего подобного на других заводах Ярославля не обнаружено.

Когда-то в здании располагалась мастерская пожарных рукавов. 1931 год. Фото: Архив Владимиро-Суздальского музея
Когда-то в здании располагалась мастерская пожарных рукавов. 1931 год.
Фото: Архив Владимиро-Суздальского музея

Роспись была раскрыта в 2000 году, но за 20 с лишним лет она так и не попала в поле зрения специалистов. В музее очень надеются, что этот по-своему уникальный образчик советского искусства наконец привлечет внимание искусствоведов, занимающихся той эпохой, и мы сможем что-то узнать об авторе фрески, пока неизвестном.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+